Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Category:

Деморготизация Арды

Прежде всего должна сказать, что конечной целью существования Арды, насколько мы знаем, является построение Арды Исцеленной. Как известно, существует три состояния Арды: Арда Неискаженная, которая появилась бы в результате Музыки Айнур в случае отсутствия Диссонанса Мелькора, Арда Искаженная, которая появилась из Музыки Айнур из Арды Неискаженной с привнесением в нее Диссонанса Мелькора (и именно она существует до настоящего момента) и Арда Исцеленная, которая будет похожа на Арду Неискаженную, но обогатится за счет прекрасных вещей, созданных в результате борьбы с Искажением Мелькора. «Сейчас "Арда Неискаженная" не существует, но она есть в памяти - Арда без Мелкора, или без воздействия его Зла. Это источник, откуда идут все мысли о порядке и совершенстве» (с) Преображенные Мифы

Таким образом, создание Арды Исцеленной включает в себя некую задачу, которую можно условно назвать «деморготизацией» Арды. Моргот, добиваясь власти над физическим миром, растрачивал свою силу, включая себя в физическую материю Арды. Арда является своеобразным «Кольцом Моргота» (по аналогии с Единым Кольцом Саурона). Поэтому вся физическая материя «искажена», испорчена влиянием Моргота, поэтому излишнее внимание к физической материи, чрезмерная ею увлеченность может тоже вести к «падению». Именно это было одной из причин падения Нуменора и зла, причиненного магическими Кольцами Келебримбора и Саурона. Но есть еще одно, более страшное последствие «морготизации» Арды – это «морготизация» духа. В основном от этого страдают Эрухини – эльфы, люди и гномы, но и Айнур не свободны от этого влияния (Саурон, Саруман и другие служат этому примером).

Итак, для построения Арды Исцеленной у нас существуют две задачи:1) «Деморготизация» материи; 2) «Деморготизация» духа. Рассмотрим их по порядку.

1) «Деморготизация» материи.
В данном случае подразумевается восстановление того, что Морготом было разрушено и разрушение того, что было им создано в физическом мире. В первом случае достаточно вспомнить «порядок и совершенство» Арды Неискаженной и «исцелить раны Арды», нанесенные Морготом. Здесь чрезвычайно пригодятся творческие способности эльфов, ибо лишь творчество способно исцелить разрушение. Тяга к созиданию должна быть сильнее тяги к разрушению. Здесь чрезвычайно показательными являются картины Ангбанда и Барад-Дура и их окрестностей. С одной стороны Ангбанда простирается морозная пустыня, где гибнет все живое, с другой стороны – выжженная равнина, покрытая удушающим пеплом. Окрестности Ородруина и Барад-Дура тоже не радуют глаз. Выжженные земли, без воды и растительности, покрытые ядовитыми отходами – вот что такое та часть Мордора, что находится ближе всего к средоточию силы Саурона. Но неясно, возможно ли исцелить эту землю, отравленную присутствием злых сущностей? Возможно, здесь потребуются особые средства. Одним из таких средств является изначальный Свет Дерев. Известно, что Древа и Сильмарили обладали свойством исцелять «вред, нанесенный Мелькором». И как мы знаем, земли, в которых присутствовал Сильмариль, начинали процветать (Тол-Гален, Гавани Сириона). Конечно, можно было бы спросить, почему, в таком случае, не исцелялся Ангбанд, в котором все три Сильмариля находились долгое время? Но здесь можно ответить, что в данном случае сила Сильмарилей могла подавляться силой Моргота, а кроме того, нам неизвестны подробности – возможно, «морготизация» Ангбанда происходила медленнее из-за Сильмарилей (таким образом, Моргот сам себе мешал, завладев Камнями). Впрочем, почти наверняка, исцелить Ангбанд или сколько-нибудь заметно замедлить его «искажение» Сильмарилям было не под силу. А может быть, имело значение то, с какими целями владелец использовал Сильмарили и что он сам делал для их «работы»? Я думаю, что заключение в Железной Короне или железной палате могло препятствовать их деятельности (здесь еще любопытно обдумать последствия заключения в золотой оправе – Наугламире. Ведь золото – один из самых «пропитанных» Морготом металлов). Однако для таких выводов у нас слишком мало данных, поэтому ничего нельзя сказать определенно. Очень вероятно, что имело значение и желание владельца – исцелять или просто владеть «незапятнанным светом», пряча его от других (таким образом, Сильмарили в руках Фэанора, Моргота, вероятно, Тингола могли почти не действовать).. И я уже раньше высказывала идею, что Сильмарили в воздухе, земле и воде могут служить цели «исцеления» этих стихий от порчи Морготом – в чем и заключается причина их помещения туда с высшей санкции Эру (судьбы).

Кроме Сильмарилей цели «деморготизации» материи могли служить и другие предметы. По некоторым данным, свойством «исцелять раны Арды» обладал чудесный камень Элессар, сделанный Энердилем из Гондолина. «Ибо говорят, что
сквозь этот камень все увядшее и истлевшее виделось исцеленным или таким, каким было во цвете юности, а руки владельца камня приносили исцеление всем, к кому прикасались». (По другой версии, этот камень был сделан Келебримбором). Этот Камень был напоен светом Солнца – а как мы знаем, Солнце – это плод одного из Древ, хотя и уже отравленного (поэтому Солнце и Луна имеют куда меньше исцеляющей и животворящей силы, чем Древа). Таким образом, здесь снова свет позиционируется как средство для исцеления Искажения и изгнания «морготовой силы» из Арды.

Еще одни «исцеляющие» предметы - это Три Эльфийских Кольца Власти. Они также обладали силой «задерживать увядание» и приближать смертные земли к подобию «бессмертных», то есть земель Валар – Валинора. Здесь неясно, использовался ли для создания Колец свет. Возможно, свет был заключен в драгоценных камнях, украшавших эти Кольца? В любом случае, здесь есть важное отличие от Сильмарилей и Элессара – сила Колец зависит от силы их владельца (или во всяком случае, на зависимость силы воздействия Сильмарилей от силы владельца нигде не указывается). То есть, Галадриэль с Нэньей сделает гораздо больше, чем какая-нибудь хоббитянка. Однако любопытно, что в отличие от тех же Сильмарилей и Элессара Толкин осуждает деятельность Колец. Он говорит, что:
«В те стародавние дни он еще обладал прекрасным обличием, и его побуждения вроде бы отчасти совпадали с целями эльфов: исцелить разоренные земли. Саурон отыскал слабое место эльфов, предположив, что, помогая друг другу, они сумеют сделать западное Средиземье столь же прекрасным, как Валинор. На самом-то деле то был завуалированный выпад против богов; подстрекательство попытаться создать отдельный, независимый рай.

Главное их свойство (в этом кольца были схожи) состояло в предотвращении или замедлении упадка (т. е. «перемен», воспринимаемых как нечто нежелательное), в сохранении всего желанного или любимого, или его подобия, — такой мотив более или менее характерен для эльфов в целом. Но при этом кольца усиливали врожденные способности владельца — тем самым приближаясь к «магии», а это побуждение легко исказить и обратить во зло, в жажду господства.» (с) Письмо 131

Также желание «хозяйничать в Арде», «делать все по своему» Толкин называет «мелькоризмом», то есть, повторением пути Мелькора, который желал абсолютного господства над физической материей. Таким образом, получается, что с одной стороны необходимо было исцелять раны Арды, с другой – здесь могло возникнуть желание абсолютной власти над материей и своевольного управления ею – а это является «мелькоризацией». Следовало балансировать на тонкой грани между желанием исцелить Арду и желанием управлять ею независимо от воли «богов». С помощью «материи» Моргот (а затем Саурон) улавливал эльфов и людей в свои сети. В этом, кстати, может заключаться опасность для тех, чей талант направлен в сторону курвэ (т.е., материального мастерства).

Любопытно, что по мнению Финрода именно люди осведомлены о том, какова должна быть «Арда завершенная» и таким образом, они призваны исцелить Искажение.

Интересно, что кроме «инструментов» (Сильмарилей и пр.) «исцеляющее» воздействие могут оказать и Айнур. В частности, земли, где проживают Валар или майяр, противостоящие Морготу, являются самыми плодородными, прекрасными и цветущими по сравнению с остальными. Именно присутствие Валар в Амане придает этой земле красу и бессмертие. Присутствие Мэлиан в Белерианде позволяет расти и цвести растениям в отсутствие света.

Подведем итоги. Итак «деморготизацию» материи Арды можно производить с помощью:
1. Айнур (противников Моргота). Здесь достаточно их присутствия, хотя они тоже могут активно «залечивать раны» Арды.
2. Магических «инструментов» (нам известны три: Сильмарили, камень Элессар (или два камня), Эльфийские Три Кольца Власти). Большую роль в действии этих инструментов играет свет – Изначальный или свет Солнца и Луны.
3. С помощью труда и творчества, без особого применения магии (сажать деревья, очищать реки, орошать пустыни и т.д.).

2. «Деморготизация» духа

В данном случае имеются в виду искаженные Морготом или подпавшие под его влияние или просто «испортившиеся», «поддавшиеся злу» существа. Это могут быть как Айнур (в текстах ими были только майяр) так и эрухини. Эрухини Моргот и Саурон часто подавляли или совращали с помощью «материи». Это могли быть угрозы разрушить некие материальные объекты, дорогие одному из эрухини или угроза пыток и смерти (угроза материи тела). Следует понимать, что даже для эльфов, которые непременно (за исключением редких случаев) возрождались в Валиноре, угроза физической боли и смерти была очень существенна. Поэтому с помощью таких угроз можно было заставить существо подчиняться и даже извратить его так, чтобы оно превратилось в свою буквальную противоположность (орки из эльфов). Кроме того, Моргот применял и чары. Он запугивал своих пленников «взглядом» и заставлял их подчиняться даже на расстоянии (аналогия с гипнозом). Ну, и наконец, Моргот и Саурон действовали с помощью лжи и соблазнов. Они могли обмануть эрухини, представив им ложную картину мира (как в случае с людьми), запутать их, соблазнить дарами и тайным знанием, секретами мастерства (это часто использовалось против нолдор). Можно было также сыграть на слабостях и недостатках эрухини (высокомерии, властолюбии, алчности, зависти, желании достичь возможностей, неприсущей собственной расе и т.д.). Не всегда, впрочем, в подобной «порче» был виноват лично Моргот, хотя можно предположить, что общее Искажение Арды здесь играло важную роль. В принципе, подобным воздействиям можно было противостоять – были те, кто не поддавался пыткам и угрозе смерти, были те, кто сбрасывал чары. Труднее всего же было бороться с собственными недостатками. Таким образом, «морготизации» духа можно было противостоять изнутри, силами самого существа. Это, по моему мнению, было и самым эффективным действием. Однако же более интересно рассмотреть внешние воздействия по «деморготизации». Итак, существо, действующее во зло другим можно:
1. Уничтожить
2. Изгнать (вариант: изолировать в замкнутом пространстве).
3. Исцелить.

Рассмотрим каждый способ по отдельности.
1. Уничтожить. Естественно, речь идет об уничтожении физического тела, а не души (которую уничтожить не может никто, кроме Эру). С безмозглыми (или точнее сказать «безфэарными») тварями Моргота так и следует поступать – это самый простой и надежный способ. Другое дело с теми, кто имеет душу, но предался злу. Дело в том, что сам способ – убийство – является способом действия Моргота и способствует «морготизации» духа того, кто его использует. Однако слишком много бывает случаев, когда убийство – единственный способ защиты. Согласитесь, что когда в мирное поселение врывается отряд орков – трудно избрать другой способ действий, нежели уничтожение захватчиков. В любом случае, нигде в текстах не заметно, чтобы убийство для защиты (обычно – в бою) осуждалось. Тем не менее, этот способ следует применять с особой осторожностью, помня, что насилие – наихудший способ разрешения конфликта и что оно часто способствует «морготизации». Еще существует несколько градаций убийства. Одно дело – убийство в бою или на поединке, где противник имеет шанс защититься. Другое дело – убийство в спину, из-за угла, отравление или убийство беспомощного (например, пленника). Все эти убийства безусловно осуждаются НЕЗАВИСИМО от тех целей, с которыми они осуществляются или от обстоятельств. Например, известно, что эльфы не пользовались отравленным оружием даже против орков (исключения – Эол и поздний Нарготронд – безусловно, осуждаются). Эльфы не убивали пленников (или точнее говоря, было мнение, что их не следует убивать, хотя намекается, что такое, может быть, и случалось). Единственный известный случай – дети Диора, которых «бросили в лесу». Но это, естественно, тоже осуждалось. В общем и целом, убийств старались избегать. Что касается случаев геноцида, которые могли бы иметь место – ни разу случая «чистого» геноцида не описано. Малых Гномов эльфы сначала принимали за «бездушных» животных или тварей Моргота, поэтому охотились на них, а что касается пещер Нарога, то тамошнюю «зачистку» осуществили Великие Гномы (хотя тоже говорится скорее об изгнании прежних жителей, а не об уничтожении). Как только эльфам стало известно о том, что Малые Гномы – это Воплощенные, охота на них прекратилась. «Геноцида орков», о котором любят порассуждать некоторые, похоже, вовсе не было (с другой стороны, если считать орков все же животными – в этом нет ничего особенно плохого). По крайней мере, он не описывается и нельзя сделать однозначный вывод на основе имеющихся данных.

Любопытно, что в этой цитате: «Достоин смерти? А многие из умерших достойны жизни. Ты можешь возвратить им ее? Так не спеши и осуждать на смерть» содержится не только «запрет на убийство», но и намек на того, кто имеет на это право. Это тот, кто может «возвращать жизнь» – то есть Творец. Таким образом, с его позиции вполне справедливо и осудить на смерть и с Нуменором он поступил по справедливости.

2. Изгнание или изоляция. Способ более мягкий, чем предыдущий, но и менее надежный. Изгнанным или изолированным предоставляется еще один шанс исправиться (самостоятельно или с чьей-то помощью). Однако, нельзя исключать, что некто может еще более укорениться во зле во время изоляции (яркий пример – Мелькор после заключения в Чертогах Мандоса) и выйдет оттуда не раскаявшимся, а более озлобившимся. Изгнание тоже имеет свои недостатки – хотя бы в том смысле, что изгнанный может вернуться … с подмогой. Моргот, выброшенный за Дверь Ночи, как известно, тоже вернется в Конце Времен и к нему придется применить предыдущий способ – уничтожение. Не следует также забывать, что лишение свободы живого существа – также один из способов Моргота и его следует применять с осторожностью и только в том случае, если наказание заслуженно.

3. Исцеление. Самый сложный способ – но зато и самый лучший. Но здесь есть одно несколько препятствий, очень существенных – обычно он требует много времени и наличия желания самого исцеляемого. Стоит ли говорить, что существа «закореневшие во зле» обычно такого желания не выказывают? И как я уже говорила, если банда орков врывается в селение – нет времени их «исцелять» (если это вообще возможно). Толкин вообще считал, что «исцеление» орков – не в силах жителей Арды. Таким образом, данный способ в отношении орков представляется бесперспективным – скорее всего, они просто сожрут всех «миссионеров». В отношении же людей, служащих Морготу или Саурону или эльфов, несколько «мелькоризировавшихся» под влиянием вышеупомянутых личностей такое воздействие представляется самым наилучшим. Синие Маги, говорят, были посланы на Восток именно с этой целью – но потерпели поражение (хотя может быть, благодаря их деятельности Саурон получил помощи меньше, чем рассчитывал). Кстати, такое же воздействие производится в Чертогах Мандоса – но это идет обычно не извне, но изнутри фэа. Извне же воздействие против воли фэа не производится – см. случай Мириэли. На ее решение не влияли с помощью «промывки мозгов» - хотя всем было очевидно, что ее решение неверно и нанесет вред в будущем. В общем и целом я считаю безусловным, что таковое воздействие должно производиться с разрешения «искаженной» души – иначе оно, во-первых, будет бесполезным, а во-вторых, сравнится со способами воздействия Моргота – чего нельзя допускать ни в коем случае. Хотя в данной ситуации «невозжелавший» не может быть уверенным, что к нему не применят первые два способа – для безопасности остальных. Именно поэтому, кстати, не принимали бежавших рабов-эльфов – из-за боязни наложенных на них чар Моргота. Я считаю, что эльфы и не знали способа избавления от этих чар извне (а как известно, некоторые сильные духом могли их сбросить – но только сами). А даже если бы и знали – не стали бы применять насильно. В любом случае даже приход в Чертоги Мандоса для душ эльфов был добровольным. Если некая душа не желала идти туда – ее никто и не заставлял – хотя обычно это было признаком «морготовой порчи».

В текстах не очень много примеров «исцеления» фэа. К таким примерам можно отнести Мириэль, которая вновь вернулась к жизни, исцелившись от «желания умереть», Фэанора из Второго Пророчества Мандоса, который отдаст Сильмарили Йаванне, эдайн, которые отвернулись от служения Морготу, Хурина, признавшего свое заблуждение относительно Тингола и Голлума, пытавшегося превратиться вновь в Смеагола, Галадриэль, уходившая в Средиземье за властью и отказавшаяся от Единого Кольца. Явно, что везде было необходимо желание самого существа исцелиться, хотя этому способствовали различные внешние факторы и воздействия. Инструментами при исцелении служат любовь, правда, милосердие. Хотя не всегда они и действенны. На Моргота и Саурона, например, ничто не смогло подействовать – вероятно, потому, что они сами не желали исцеления.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Люди не перестают меня удивлять своими странностями. Вот та самая пресловутая Женевская конвенция, которую так любят поминать в спорах о ВМВ и…

  • (no subject)

    В прошлые выходные я сходила в кино на распиливание пилой и взрыв головы. Теперь у меня в планах на выходные: а)война и нацистский концлагерь; б)…

  • (no subject)

    Посмотрела один фильм на тему ВМВ и, честно говорю, получила большое потрясение, много мыслей на подумать и все такое. Что интересно – фильм…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 41 comments

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Люди не перестают меня удивлять своими странностями. Вот та самая пресловутая Женевская конвенция, которую так любят поминать в спорах о ВМВ и…

  • (no subject)

    В прошлые выходные я сходила в кино на распиливание пилой и взрыв головы. Теперь у меня в планах на выходные: а)война и нацистский концлагерь; б)…

  • (no subject)

    Посмотрела один фильм на тему ВМВ и, честно говорю, получила большое потрясение, много мыслей на подумать и все такое. Что интересно – фильм…