Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Category:

О. Чигиринская "Сердце Меча"

Прежде всего, должна сказать, что эта книга произвела на меня неизгладимое впечатление и привела в совершенный восторг. Такого потрясающего воздействия от книги я не испытывала уже в течении как минимум двух лет. Во-первых, я очень люблю всякого рода споры об этике и ее применении (а ими этот роман полон под завязку), а во-вторых, я очень люблю благородных, принципиальных и ответственных героев –а именно таковы как минимум два главных героя этого романа – Дик Суна и леди Констанс. Еще надо сказать, что это только первая часть дилогии. Итак, начнем по порядку:

1. Заимствованный сюжет.

Я думаю, ни для кого уже не секрет, что сюжет первого тома почти в точности повторяет сюжет «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна, только действие перенесено из моря в космос, из 19 века – в 26 (или 25? – что-то я еще путаюсь в хронологии, но это не слишком важно, я думаю). Однако мне жаль, что я об этом знала заранее – было бы интересно обнаружить это в процессе чтения, а «Пятнадцатилетнего капитана» я в детстве обожала и читала несколько раз, так что с уверенностью узнала бы книгу. Многие поспешили обвинить Чигиринскую в плагиате – однако, здесь я встаю грудью на защиту автора. Плагиат плох, когда у писателя не хватает собственной фантазии, и он заимствует сюжеты у других, выдавая их за свои. Но, во-первых, Чигиринская явно не отличается отсутствием фантазии – значит, она взяла сюжет для другой цели, вполне оправданной. Во-вторых, она этого нисколько не скрывала, даже в аннотации можно было понять, что сюжет романа не нов. В-третьих, сюжет повторен только в первой части, думаю, во второй все будет более оригинально. И в-четвертых, старую форму Жюля Верна Чигиринской удалось наполнить столь новым содержанием, что, фактически, это совершенно другая книга. Если Жюль Верн ставил перед собой целью давать сведения из различных наук (в основном, географии) юным читателям, попутно стараясь рассказать, что смелость, благородство, взаимопомощь, милосердие – это хорошо, а эгоизм, корысть, предательство, угнетение других – плохо и не особо разрабатывая психологию героев (в общем-то, у него они довольно плоские, скорее схемы, чем люди), то у Чигиринской задача совсем другая. Она сталкивает две этические системы, стараясь показать, что даже благородство и милосердие, не подкрепленные высокими целями – бессмысленны и бесполезны. Психология же героев у Чигиринской расписана весьма подробно.

Кроме Жюля Верна есть заимствования из различных других книг. Раса шедайин (единственная разумная раса во вселенной, кроме людей) чрезвычайно похожа на эльфов из произведений Толкина (из сходства можно заметить их миролюбие (убийство одного шеэда другим – чрезвычайная редкость) – хотя они вовсе не слабаки и оружием владеют весьма неплохо; чрезвычайно долгую жизнь – один из героев, шеэд по происхождению, прожил не меньше 3000 лет и похоже, умирать естественной смертью не собирался; очевидно повышенные по сравнению с людьми творческие и научные способности; общее благородство характера). Любопытно, что они вполне могут вступать в браки с людьми и иметь полноценное плодовитое потомство, чему ученые того мира весьма удивляются (ну мы-то, толкинисты, знаем, почему это происходит! :)). Хотя у потомков людей и шедайин, к сожалению, есть проблемы генетического характера – иногда плод отвергается организмом матери как чужеродное тело и происходит выкидыш, а если такой ребенок и рождается – у него тоже могут быть проблемы с отторжением якобы «чужеродной» крови и он находится в постоянной смертельной опасности, и не может в детстве жить без лекарств. История войны шедайин с созданным одним из них ИскИном А-Шаиром (этот ИскИн одержим неким злым духом) тоже напоминает войну эльфов с Морготом. А-Шаир завладевает разумом и волей тех, кто служит ему (подобно тому как Моргот завладевал разумом и волей орков), и превращает их в «пальцы на своей руке». После гибели А-Шаира, его слуги (ашиу) тоже все умерли. Однако разница с книгами Толкина здесь в том, что некоторые шедайин добровольно переходили на сторону А-Шаира.

Пилот –человек Брайан Риордан, уничтоживший А-Шаира, несколько напоминает Берена.

В одном из стихотворений Моро упоминает «валараукаров».

Но вообще-то и сам Профессор удостоился быть одним из героев книги (правда, закадровым). Святой Иоанн Оксонский, которого то герои, то автор довольно часто цитируют и упоминают (например, леди Констанс перед боем читает сыну на ночь «Хоббита») на поверку оказывается Дж.Р.Р.Толкином из Оксфорда, канонизированным католической церковью вместе со своей женой Эдит (Юдифь) (и лично я добавлю – правильно католики сделали, давно пора! Насколько я знаю, многие люди приходили к церкви через Толкина – а это уже немало. От себя скажу – если бы я выбирала себе вид религии – выбрала бы обязательно католицизм, только из-за Профессора). Еще в книге цитируется блаженный Гилберт – ну это второе наше-все, то есть Г.К.Честертон, видимо, причисленный к блаженным :).

Ну, конечно, мечи – это от Звездных Войн…

Говорят, еще наблюдается сходство с мультфильмами-анимэ, но поскольку анимэ я почти не смотрела (кроме пары мультов Миядзаки), то ничего сказать не могу.

Наверное, еще кучу всяких заимствований я проглядела (автор утверждает, что их там много) – ну да ладно. Может, при следующих прочтениях обнаружится (впрочем, с японскими произведениями я связи точно не обнаружу, поскольку плохо их знаю).

2. Заимствованные герои
Приведу соответствия с романом Жюль Верна

«Пятнадцатилетний капитан» «Сердце меча»

Дик Сэнд Дик Суна
Капитан Гуль Капитан Хару
Миссис Уэлдон Леди Констанс Ван-Вэйден
Бенедикт, кузен миссис Уэлдон, Лорд Августин, брат леди Констанс,
энтомолог астрофизик
Джек, пятилетний сын миссис Уэлдон Джек, пятилетний сын леди Констанс
Негоро, португальский работорговец Алессандро Морита, он же
Морихей Лесан, он же Моро,
шпион с вавилонской планеты Картаго
Негр Геркулес Гем Раэмон Порше, боевой морлок класса
«Геркулес»
Негры Том, Остин, Бат, Актеон Гемы-тэка Том, Остин, Бат и Актеон
Гаррис, работорговец Джориан, рейдер (пират), работорговец

Роль китов играют левиафаны – сгустки антиматерии, служащие источником энергии. Роль негров играют гемы – генномодифицированные люди, которых выводят так же, как породы скота для различных нужд «настоящих», то есть естественнорожденных людей.

Любопытно, что внешность Дика Суны в плане глаз повторяет внешность Дика Сэнда – у обоих ярко-синие глаза.

В «Сердце Меча» есть и несколько оригинальных главных героев. Это Элизабет (Бет) – приемная дочь леди Констанс (которую все сначала принимают за гема, но она оказывается «естественнорожденной»), Эктор Нейгал – вавилонянин, приютивший беглецов на Картаго, Рихард Шнайдер – сёгун Картаго.

Тем не менее, несмотря на заимствование основных героев, их характеры, хоть и сохраняют черты первоисточника, значительно расширены и описаны гораздо более подробно. Так леди Констанс – не просто благородная женщина, но носительница высоких моральных принципов, которыми она не поступается даже перед угрозой смерти себе и сыну. Она в некоторой мере является духовной наставницей Дика Суны во время их совместного путешествия – и возможно, не будь ее, Дик все-таки сдался бы. Лорд Августин хоть и тоже охарактеризован как ученый чудак, погруженный в свои ученые занятия и не замечающий ничего вокруг – но и он не остается совсем в стороне от духовной борьбы и к концу даже пытается предпринять какие-то действия по спасению сестры и племянника (вот интересно, может он во второй части вообще героем станет? Тенденция к этому явно намечена :)). Морлок Рэй – не просто отважный и верный друг Дика, отличающийся большой силой – но здесь показана его борьба с самим собой против кровожадных инстинктов, привитых гемам-морлокам их создателями. Моро – негодяй, но и он, как мы узнаем из истории его жизни, был способен и на благородство, и на самопожертвование. Кроме того, как оказывается, Моро в свое время был сломан с помощью программы «конвертации» пилотов – то есть, он не так и виноват в своих злодеяниях, как исходный персонаж, он тоже в какой-то мере жертва обстоятельств (хотя лично я из-за этого ему все равно не сочувствую). И, наконец, сам Дик Суна. Он не просто смелый, благородный и сверхнадежный юноша – он проявляет черты проповедника и духовного лидера. Он не продаст свою верность принципам «ни за награду, ни за боль» (с) Дж.Р.Р.Толкин.

3. Имена

Наблюдается игра с именами. «Констанс» с латыни переводится как «постоянный» - и действительно, эта героиня отличается твердостью и незыблемостью принципов. Моро – «черный» (это одно из прозвищ героя за первоначальный цвет волос) – но понятно, что в данном случае имеется в виду и его характер. Бенедикт стал Августином – я так полагаю, здесь есть связь с одноименными святыми, которые к тому же были основателями знаменитых монашеских орденов. Джориан – это ник в Интернете одного из знакомых Чигиринской, которого она, насколько я поняла, не очень любит. Ну так и в романе он весьма отрицательный герой :). Раэмон Порше – имя одного из крестоносцев, там еще есть интересная история – но за ней я отсылаю к роману. Название планеты Картаго напоминает Карфаген, который, во-первых, тоже отличался довольно людоедским внутренним устройством, а во-вторых, «должен быть разрушен». А-Шаир – Саурон, тоже есть некое сходство в именах, намеренное или случайное – не знаю. Вавилон – сообщество планет, противостоящее Империи (Риму) – явно отсылка к библейскому Вавилону, который в виде «вавилонской блудницы» противостоит Церкви (к тому же это название было взято из-за этической системы гипотетического «государства Вавилон», разработанной А. Немировским (Могултаем)). К сожалению, я не знаю японского, возможно, в фамилии главного героя – Суна - и в названии его родной планеты (в разных вариантах Сунасаки и Сунагиси) тоже есть какой-то намек – но для меня он остался скрытым.


4. Этические системы Империи Рима и Вавилона и их столкновение

Вот здесь-то и начинается самое интересное… Этическая система Империи Рима – это этическая система христианства (хотя церковь в нем отделена от государства, но большинство жителей в силу исторических причин являются католиками или православными – по утверждению автора две эти религии в описываемом мире образовали унию). Есть и протестанты. В Империи свобода вероисповедания, поэтому есть и мусульмане, и буддисты, и атеисты. Преследований за иную веру не отмечено. Распространяться об этической системе христианства я особо не буду – в общих чертах ее все знают. Хотя надо уточнить, что в данном случае она сильно дополняется японским мировоззрением, но все же определяющим является христианство.

Что же касается этической системы Вавилона, то здесь все более необычно. Моро, житель Вавилона, так характеризует ее в разговоре с Диком

«- Разве лгать, выдавая себя за того, кем ты не есть - хорошо для Вавилона? (Дик)
- Это безразлично Вавилону до тех пор, пока это не наносит никому реального и ощутимого вреда. А если наносит, то Вавилон судит за вред, а не за ложь (Моро).
- То есть, вы сами считаете, что причинять ближнему зло неправильно и достойно наказания по справедливости? (Дик)
- Конечно. Но мы так считаем не потому, что некий высший авторитет обязывает нас так считать, а потому, что между нами есть своего рода договор, согласно которому мы обязуемся не причинять друг другу боли сверх неизбежного. Я говорил уже тебе, что позаботился о тебе для своего же блага. Каждый вавилонянин заботится в первую очередь о себе; о других - лишь постольку, поскольку их комфорт предполагает его комфорт, как это всегда бывает между друзьями и любимыми. За все свои дела отвечаю я один, и нет ничего такого, про что я мог бы сказать: "я сделал это не для себя". И наша клятва друг другу - для того, чтобы увеличить радость и уменьшить боль, и низачем больше. Есть некий предел допустимого и неизбежного зла, которое мы позволяем себе причинять друг другу - но тот, кто переходит этот предел, считается нарушителем клятвы и чужим. С ним поступают так, как найдут нужным, потому что он - вне закона. (Моро)

- Просто на ристалище этой жизни мы нередко оказываемся противниками. Например, двое юношей соперничают из-за руки одной девушки. В клятве дома Микаге, которому принадлежала Мауи, эти двое могли чинить друг другу такое допустимое зло: выставлять противника глупцом или подлецом, интриговать против него, использовать свое служебное положение, если это возможно; а вот убийство противника считалось злом недопустимым и каралось по закону. А в доме Рива можно было вызвать соперника на поединок и зарубить его - честная дуэль считается допустимым злом, а вот убийство из-за угла - недопустимым.(Моро)

- Я не знаю, где должное зло, где недолжное (Дик).
- Это просто. Справедливость требует брать меру за меру: убить убийцу, оскорбить оскорбителя, обмануть обманщика - это должное зло. Сплошь и рядом мы по мелочам конфликтуем друг с другом - это допустимое зло. Зло, которое мы в рамках своей клятвы признали допустимым, мы должны друг другу прощать - как, например, ты простил Вальдера. Зло, признанное в рамках нашей клятвы должным, нам позволительно совершать для предотвращения большего зла - например, казнить заговорщика, чтобы предотвратить смуту. Каждый раз, признавая то или иное зло должным или допустимым, мы подсчитываем, каким будет вред от этого зла. Если польза от него перекрывает вред, то оно допустимо, если не перекрывает - то лучше оставить все как есть, потому что клятва направлена на уменьшение боли. Алгоритм в общих чертах таков, а в частностях - по ситуации. (Моро)»

Итак, подобная этическая система похожа на языческо-атеистическую. Надо сказать, что вавилоняне в общей массе – не атеисты, скорее их можно назвать язычниками – они верят в бессмертие души и у них наблюдается обожествление некоторых людей. Однако сверхценностей в их мировоззрении нет и быть не может. Христианство они считают «римским безумием» и у себя в государстве преследуют. Однако, если посмотреть на эту систему, теоретически она не кажется столь уж плохой… Вроде бы, главные признаки нормальной этики соблюдены – зло не приветствуется и наказывается властями, вавилоняне стараются не причинять ближним зла «сверх необходимого». Однако, что-то в этой системе не то… То ли дело в том, что зло вообще допускается, то ли в том, что у вавилонян нет идеала, к которому следует стремиться… Я думаю, плохо и то, и другое. Если зло вроде как «необходимое» спокойно допускается и человек не чувствует за собой вины за него – не означает ли это эскалации зла? Предположим, допустимо убить человека на дуэли и не чувствовать за это вины. А почему тогда недопустимо убить население целого города? Целой планеты? Разница только в масштабах? Но ведь так можно оправдать практически любое преступление, выдав его за «необходимое» зло! А это означает размытость этики, отсутствие четких границ. Как можно точно рассудить – где польза от зла превышает само зло, а где –нет? Ведь невозможно рассчитать все последствия сделанного, а значит, «маленькое» зло может обернуться катастрофой. А вот если у человека есть четкая заповедь «не убий» - он будет чувствовать вину даже за убийство врага, даже за убийство из самозащиты. И это хорошо, потому что он десять раз подумает, прежде, чем совершить убийство и постарается сделать как можно меньше зла, а то и вообще его не делать. И как знать, не приведет ли «глупое милосердие» сердца к победе там, где разум потребует совершить «необходимое зло»? У Толкина это очень четко видно. Отсутствие идеалов и высоких целей – тоже губительно для общества. Какие есть цели у вавилонян? Просто обеспечить себя материально, больше ничего. Но разве это достаточная цель для развития? Нет, она обещает стагнацию общества на определенном уровне, а потом скатывание назад. Разве так уж интересно стремиться к покупке нового телевизора или машины? А вот если у человека есть высокая цель- о-о-о! Он горы свернет. Религия ставит такую цель – достижение царствия небесного. Нерелигиозные общества тоже могут ставить различные цели. Например, большевики поставили цель достижения «светлого будущего», построение коммунизма во всем мире. А без такой цели общество зачахнет.

Но все это было бы еще ничего, может быть, Вавилон и не походил бы на Империю Зла, если бы не создание гемов. Гемы – генномодифицированные люди, выведенные с помощью генетики из обычных людей. Генетики закладывали в них определенные особенности внешности и характера. Всего было четыре расы гемов – тэка (рабочие гемы), лемуры (чернорабочие гемы), морлоки (боевые гемы), дзё (гемы для сексуальных услуг). Гемы не считались людьми, их можно было увечить и убивать и человек отвечал за это только, если гемы принадлежали другому, и отвечал он только за материальный ущерб владельца. Гемы были созданы еще на Старой Земле с помощью А-Шаира (!), а люди, которые позже образовали Империю Рима (в основном это были христиане) ушли с Земли как раз в знак протеста против генетических экспериментов. В Империи генетические эксперименты над людьми были запрещены. Итак, общество Вавилона было рабовладельческим, и рабы считались «говорящими орудиями». Почти никто из вавилонян не относился к ним как к людям, хотя они продолжали оставаться людьми. Внешне кажется, что гемы не могут существовать сами по себе, что у них нет собственной воли, но это было не так. И внешним фактором, необходимым гемам для сопротивления является религия. Как только гемы «обретают собственные имена» (крестятся) – они могут сопротивляться. Одна из самых сильных сцен романа – сопротивление крещеных Диком гемов-тэка «промыванию мозгов». И это явно доказывает, что гемы обладают свободой воли и могут сопротивляться угнетению. К сожалению, эта сцена заканчивается поражением сопротивляющихся (хотя и временным). Но дальше таких сцен становится все больше. Еще одна чрезвычайно интересная сцена – когда морлок-охранник вместо того, чтобы препятствовать побегу пленного Дика, пытается его спасти! Покорные тэка и дзё становятся дерзки и отважны, агрессивные морлоки – добры и милосердны. Они начинают становиться полноценными людьми.

Лично я думаю, что рабство плохо не только угнетением рабов, но и рабовладельческой психологией. Те, кто привыкают относиться к рабам как к орудиям, которые можно ломать и выбрасывать – могут перенести это отношение и на окружающих людей. Поэтому я лично считаю, что даже будь гемы не людьми, а роботами – все равно нельзя отдавать их в рабство людям – для пользы самих же людей.

Любопытно, что даже в экономическом соревновании Вавилон проигрывает Империи – потому что планеты колонизируют специально приспособленные гемы – и планета населяется только ими. А в Империи планеты населяют люди, оснащенные механизмами – и этим они выигрывают. К тому же гемы малоинициативны – а значит, не могут улучшить производство, в отличие от людей. Видимо, в этом причина того, что Империя значительно обогнала Вавилон по технологиям.

Интересно, что вавилоняне делают как раз то, что они считают нужным, чтобы сделал христианский Бог – создают существ, подавляя в них вредные для себя качества и развивая полезные. Например, тэка и дзё специально прививается усиленная взаимопомощь и милосердие к окружающим их людям и другим гемам. Сколько раз атеисты спрашивали у верующих, почему Бог не привил людям перевес добрых качеств над злыми, почему не лишил их возможности творить зло вообще? Но когда Дик спрашивает Нейгала – а почему бы ему не надеть на себя наношлем и не допустить, чтобы в нем с помощью этого приспособления снаружи развили милосердие и убрали агрессивность – тот отказывается. Он не хочет терять индивидуальность, возможность выбора между добром и злом. Вот и ответ на вопрос. Богу было бы несложно создать абсолютно покорных его воле существ – но он хочет, чтобы у него были не рабы, а дети. Дети должны иметь возможность добровольно отказаться от зла и выбрать добро. Рабы же будут лишены этой возможности. Свобода воли – одна из основных ценностей человека, то, что делает его человеком.

Интересная мысль о противостоянии римской и вавилонской этических систем возникает как раз у одного из крещеных гемов:
«Весь дом Рива, весь Вавилон знает, почему эти имперцы - чума: они готовы убивать тех, кто не сделал им ничего плохого, а просто думает иначе. А вот умирать с теми, кто не сделал тебе ничего хорошего - это та же самая чума или какая-то другая? Майлз не мог объяснить, почему, но эта чума ему начала нравиться гораздо больше, чем здравие господ.»

Но будет неправильным говорить, что все вавилоняне – сплошь негодяи и подлецы, а имперцы – добродетельные праведники. Например, Эктор Нейгал и Касси Кэлхун – жители Картаго – приютили беглецов (Дика, леди Констанс и остальных) и защищали их даже ценой своей жизни. Нейгал был тем человеком, который отдал приказ об уничтожении населения родной планеты Дика – и после не смог себе этого простить. Пытаясь спасти Дика, он просит прощения у всех убитых им мирных жителей Сунасаки. И он получает это прощение от Дика – последнего жителя планеты. Это без сомнения, самый симпатичный мне персонаж-вавилонянин. Есть и другие – Ян Шастар, Дамон Исия – у них есть и благородство, и милосердие. Имперцы же бывают разные – и дураки, и негодяи (вроде Брюсов, желающих убить леди Констанс с сыном), и люди, тайно заказывающие себе клонов в Вавилоне, дабы избавиться от смерти, и люди, презирающие Бет, когда она считалась клоном… Но все же в общей массе, из-за христианской этики имперцы выигрывают – ибо самые этичные решения в долговременной перспективе – всегда самые верные, даже если «здравый смысл» сначала говорит иначе. «Делай, что должен, и будь, что будет».

Вот как объясняет себе разницу между отношением вавилонян и имперцев к гемам Бет:

«Было бы справедливо сказать, что абсолютному большинству вавилонян ненависть к гемам была чужда. Ненавидят равного. Человек не станет ненавидеть свою собаку или свою лошадь или свой стул - напротив, он может испытывать к ним какую-то нежность, и из сентиментальных чувств хранить им верность даже тогда, когда они выходят из строя. Естественно, имперцам такой сантимент был чужд - освобожденные гемы воспринимались либо как друзья, либо как соперники в борьбе за место под солнцем. Если Империя и Церковь терпели поражение в борьбе за души коренного населения, если гем не становился для обычного человека братом во Христе - он все же оставался тем, с кем можно вести диалог или войну. В глазах имперского расиста гем, требующий соблюдения своих прав, был опасным конкурентом и в худшем случае - врагом человеческой расы. Для вавилонянина такой же гем был бы досадной поломкой, которую надлежало исправить ментальной коррекцией или иглой со смертельной дозой наркотика. Имперцу, чтобы уничтожать гема физически и морально, требовалось разжечь в себе ненависть, а чтобы оправдать ненависть, запрещенную религией - исказить истину веры и факта. Вавилонянину ни ненависти, ни лжи не требовалось, поэтому вавилоняне убивали гемов легко и почти милосердно. Убивали не только руками медтехов и надсмотрщиков - убивали своим отношением, всей системой воспитания мыслящей и говорящей мебели. Такое отношение казалось Бет куда более ужасным, но объяснить этого Керету она бы не смогла»

Римская церковь приняла постановление, что все гемы считаются людьми. И совсем скоро произошел геноцид на Сунасаки – уничтожение всего населения. И тогда Империя объявила Крестовый Поход против Вавилона. Война против геноцида и рабства! Это как раз те две идеи, за которые можно объявить войну, и она будет справедливой.

В общем, кто как – а я за Империю Рим. Хоть я и атеист, и вроде бы Вавилон мне должен больше нравиться – но нет! Не могу я принять этику, где могут существовать человекоподобные рабы и где не к чему стремиться. Как и морлоку Майлзу мне римское безумие больше по душе, чем здравомыслие вавилонян.

5. Пилоты

Еще одна интересная особенность мира «Сердца Меча» - космические пилоты. Дело в том, что корабль не может путешествовать между звезд с помощью одних лишь механических устройств – его ведет пилот, своей мысленной (духовной) силой перебрасывая корабль от одной «дискретной зоны» к другой. Этому невозможно научить – с этим даром нужно родиться. Но даже те, у кого есть предрасположенность к этой профессии не всегда могут реализовать свой дар – для этого нужна свобода воли и отвага. Поэтому пилота невозможно заставить работать на себя с помощью наношлема – он должен согласиться вести корабль добровольно. И еще одна проблема есть у Вавилона – среди его жителей рождается все меньше пилотов – кто-то из имперцев говорит, что это из-за опытов Вавилона с евгеникой, а кто-то – что это наказание божие за рабство гемов. Как лично я думаю – это из-за духовного обнищания вавилонян, из-за того, что они привыкли жить за счет других. И поэтому Вавилон «конвертирует» пленных имперских пилотов – с помощью психологической обработки, пыток и наркотиков перевербовывают их на свою сторону. А с другой стороны ученые пытаются найти гены, отвечающие за пилотский дар. И вроде бы вавилонянам это удается – незадолго до войны с Империей четверым детям «прививают» пилотские гены. Одна из этих детей – Бет. И она действительно становится пилотом – но как намекает автор – не только из-за генов. Ей помогает врожденная отвага и любовь к Дику. Так что и этот эксперимент Вавилона, похоже, провалился (и закономерно). Надеюсь, в следующей книге можно будет узнать об этом подробнее.

6. Дик и Моро

Полагаю, почти всех читателей притянет один из этих героев-антагонистов – имперец Дик Суна, сирота, воспитанный монахами-воинами из ордена Синдэн, и Морихей Лесан (Моро) – тоже родившийся в Империи и тоже послушник воинственного ордена Синдэн. Некогда его захватили вавилоняне и с помощью программы «конвертации» поставили себе на службу. Он сломался, а кроме того его соблазнил (?) тот, кто занимался его «конвертацией» - Экхарт Бон. Я не осуждаю Моро за то, что он сломался – судя по всему, мало кто мог бы это выдержать – да и нельзя осуждать кого-то за слабость – сломать можно большинство людей. Потом Моро верно служил Вавилону – и проявлял хорошие качества, например, заслонил собой жену императора и ее сына. Но потом он как будто переменился – стал тем злодеем, которым мы его видим в книге. Может быть, это произошло потому, что его сознание записали в тело молодого клона – когда он прикрывал сына императора, то очень сильно обгорел и не мог уже нормально жить в старом теле. Моро взялся за задание – вернуть дочь цукино-сёгун Картаго Лорел, которую та потеряла в военное время. Во время задания он встретил Дика – и решил захватить и его, мотивируя тем, что Дик – первоклассный пилот. Но на самом деле Моро чувствовал к нему извращенную страсть, и еще, видимо, хотел сделать его подобным себе. Но несмотря на внешнее сходство, Дик и Моро – противоположности, поэтому Моро ничего не удалось с ним сделать. И вот здесь я Моро осуждаю. Потому что есть два типа людей – те, которые испытав несчастье, ни за что не допустят, чтобы его испытали другие, и те, которые будут делать так, чтобы все были несчастны, как они. Моро принадлежит ко второй категории. И именно поэтому я его так не люблю. Нейгал раскаивался в своем преступлении, а Моро не раскаивается и собирается сделать Дика своим подобием, причем самым мерзким образом – с помощью, пыток, насилия, психологической обработки. Вот поэтому мне хочется оторвать ему голову, а перед этим – неплохо бы и еще кое-что оторвать, как Рэй хотел. Хотя думаю, что у многих эта сволочь – любимый герой. А его гомосексуальность – качество для меня отрицательное. Я гомосексуалистов не люблю и считаю это скверным извращением.

Дик же – полная противоположность Моро, несмотря на сходство внешних обстоятельств. Он ответственен, надежен и бескомпромиссен. Некоторые назовут его фанатиком – но это хороший фанатизм, потому что он стоит на правильной платформе. Дик не сдается, несмотря ни на что, а когда он доходит до края – ему помогают случайности и совпадения, в которых можно заметить волю «высшей силы». Он не поддается Моро, он не принимает помилования и жизни в обмен на службу Вавилону, а потом становится проповедником среди гемов. Весьма любопытно, что внешне у казни Дика есть сходство с «крестным путем» Христа. Бичевание, два морлока, которые тоже должны умереть (аналогия разбойников), один из морлоков равнодушен, второй же «спасется» потому, что принял крещение. Потом Дик «умирает» и «воскресает» (на самом деле, конечно, его спасает Рэй). А затем среди гемов появляются разговоры, что Дик «умер за них». Это же почти копирование истории Иисуса Христа! Представляю, как Дику придется бороться с этой ересью потом…
А вообще я люблю принципиальных бескомпромиссных зануд – лишь бы принципы были правильными… Так что Дик Суна – мой любимый герой и точка! Никаким Моро его не затмить… Вообще, Дик похож на Берена и Финрода из ПТСР одновременно.

7. Вопросы и замечания

Почему капитан Террао вообще допустил «темную лошадку» (Моро) на борт «Паломника»? Всех-всех проверил, а тут бах! – какой-то неизвестный вавилонянин является и его принимают так спокойно, будто не боялись панически Брюсов… Или проверил, а Моро оказался «чист»?

Не могу никак определить, как понимать убийство Лорел. С одной стороны, ясно, что это убийство «спасает» Дика – из-за него провокация Моро не удается, Дика приговаривают к казни – и это дает ему возможность спастись и начать проповедовать среди гемов. Дик сначала думает, что это «божественное» вдохновение. Однако же потом выясняется, что все было не так, как он считал, и он убил Лорел по ошибке. С другой стороны, я не могу думать, что «помощь свыше» заключалась в убийстве женщины. Конечно, Лорел тоже не невинная овечка – она одна из правительниц дома Рива – а значит, отвечает за его преступления, она отдала Дика на «откуп» Моро и дала ему разрешение делать с пленником все, что угодно, она явилась «заказчицей» похищения Бет - а значит, ответственна за все, что могло случиться в ходе этой операции. Но все-таки этого маловато для «справедливого суда свыше». Все-таки христианство – религия гуманная, и убийства не приветствует. Но и обычной случайностью это все не может быть, значит, по замыслу автора, был в этом какой-то смысл… Но видимо, от меня он скрыт.

Не приведет ли к чему-то плохому смешивание «естественных» людей с гемами? Ведь это неизбежно случится в Империи. Все-таки над гемами сильно поработали генетики, эти все подавления инициативности и здоровой агрессии, а значит и творческих способностей, установка на послушание - не будет ли это плохо для человеческой расы вообще?

Кстати, что означает двусмысленная реплика на суде над Диком:
«- Вас, синоби, хлебом не корми, дай посмотреть как пускают кровь! - возмутился старик. - И эта ваша программа конвертации пилотов - одно зло!
- Ну, почему зло, - хохотнул краснокожий дядька. - Просто проводится через жопу.»

Это что, значит, что изнасилования (соблазнения) мужчин-пилотов в этой программе «конвертации» были делом обычным? Если так – фу, ну и гадость, это еще хуже, чем я думала…

Конечно, ответ Дика на вопрос: «Почему ты христианин?» очень хорош. (Он отвечает: «Потому что Христос умер за меня – кем я еще могу быть?»). Но этот довод хорош только для христианина. Нехристианин не верит в то, что Христос за него умер. Я, например, не верю – потому и не христианка. Если бы я это знала точно – я тоже стала бы христианкой. Но я не знаю – а доказательств нет. То есть, если ты веришь в то, что Христос за тебя умер – ты должен быть христианином, но для того, чтобы в это верить и надо быть христианином! Замкнутый круг. Для меня этот довод, увы, бесполезен. Я могу сколько угодно восхищаться христианской этикой, я могу даже принять большинство ее положений для себя, я могу восхищаться этой историей как превосходным мифом с огромным философским значением – но в Христа, Богочеловека, умершего за людей, я не верю.

8. Недостатки

Во-первых, многовато специальных терминов – как научных, так и культурных (для людей, не сведущих в японской культуре, читать иногда трудно). И вот, например, слово «элиминация» мне пришлось смотреть в словаре – а я никак не могу считать себя необразованной! Поскольку этот термин имеет большой значение для понимания произведения – стоило бы его как-то пояснить прямо в тексте, да и объяснить поподробнее, что имеется в виду. Я вообще-то даже подумала (после заглядывания в словарь), что они собрались всех гемов просто убить – только потом поняла, что это не совсем так. Конечно, автор может меня послать с этой претензией далеко-далеко (чтобы я в этом путешествии свой образовательный уровень повысила :)), но, однако же, надо и бедных читателей иногда пожалеть… Словари под рукой тоже не всегда есть…

Во-вторых, стиль кое-где стоило бы поредактировать. Уж насколько я мало обращаю внимание на стилистические недостатки – а и то обратила! А это значит, что половину я еще и пропустила, а люди с более тонким «чувством языка» вообще начнут плеваться и ругаться. В общем, отредактировать еще разик не помешало бы.

В-третьих, просторечные слова и выражения не всегда используются «по делу». Ну ладно, в речи «простых» персонажей – это закономерно и нормально, это работает на «колорит» произведения. Ну ладно, даже в авторском тексте о «простых» персонажах это можно допустить. Но когда в авторском тексте, описывающем человека из, можно сказать, «высшего общества», ученого-астрофизика с галактическим именем используется слово «перехерить» - это уже как-то что-то явно не то… Диссонанс в восприятии получается нехилый. Я не то чтобы против использования таких слов вообще – но надо четко различать, где их можно использовать, а где – нельзя.

9. Заключение

Книга «Сердце Меча» Чигиринской – превосходная, очень полезная в этическом плане, жизнеутверждающая, «эстельная». Воздействует на читателя совершенно сногсшибательным образом, сразу же после прочтения хочется стать лучше :) (и может быть, кому-то это удастся). То, что нехристианин ее не поймет – вранье (я ведь поняла). Всем рекомендую к прочтению!

P.S. Надеюсь, я поняла месседж автора правильно, и если он это прочтет, ему не захочется прибить меня на месте за глупость…
Tags: Сердце Меча, книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Посмотрела фильм «Девятаев». Честно говоря, увиденным довольна. После воплей в Инете ожидала чего-то худшего, а оказалось, все вполне достойно. Итак,…

  • (no subject)

    Г. Свиридов "Время, вперед!" Просмотрите видео и без чтения сопроводительной информации скажите, что это за страна показана. А вот честно тоже…

  • (no subject)

    Люди не перестают меня удивлять своими странностями. Вот та самая пресловутая Женевская конвенция, которую так любят поминать в спорах о ВМВ и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 363 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Посмотрела фильм «Девятаев». Честно говоря, увиденным довольна. После воплей в Инете ожидала чего-то худшего, а оказалось, все вполне достойно. Итак,…

  • (no subject)

    Г. Свиридов "Время, вперед!" Просмотрите видео и без чтения сопроводительной информации скажите, что это за страна показана. А вот честно тоже…

  • (no subject)

    Люди не перестают меня удивлять своими странностями. Вот та самая пресловутая Женевская конвенция, которую так любят поминать в спорах о ВМВ и…