Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Categories:

О Сильмарилях: история, свойства, смысл. Часть 1

Третий из постов на заданные темы. Тема задана Нинквенаро.

Простите, что пришлось во многом пересказывать сюжет Сильмариллиона, но мне показалось, что без этого нельзя обойтись.


Итак, Сильмарили. Думаю, не стоит говорить об их чрезвычайной важности для всего повествования – недаром оно называется «Квэнта Сильмариллион» или «История Сильмарилей». И судьбы всех, живущих в Валиноре и Белерианде – айнур, эльфов, людей, гномов – соприкоснулись с этими Камнями и часто они были причиной того или иного события, чаще всего – чрезвычайно важного. Интересно отметить, что этих Камней касались руки всех свободных народов Арды – эльфов, айнур, людей и гномов и какое-то время хотя бы один Сильмариль побывал у всех этих народов. Почему же эти «рукотворные поделки» как их называет один из героев, имеют такое значение? Итак, начнем с самого начала.

«Был Эру, Единый, которого в Арде называли Илуватар…» Нет, нет, шучу, я не буду пересказывать здесь весь Сильмариллион. Но кое-что сказать необходимо. Валар и майяр, спустившиеся в Арду, должны были сотворить ее материю и подготовить к приходу Эрухини, жителей Арды. Для этого им надо было сотворить почву, камни, воду, воздух, растения, животных… Но, безусловно, никакая жизнь не может существовать без энергии – без света. Свет Солнца (я говорю о нашем мире) является началом всей цепочки жизни – от мельчайших микроорганизмов до человека. Погаси Солнце – и вся жизнь угаснет. Поэтому и Валар (вернемся к Арде) необходимо было осветить Арду. Изначально они поставили две Светильни, и Варда наполнила их светом. Откуда взялся этот свет? Видимо, он присутствовал в Музыке – как и камень, вода и т.д., а Варда его «сотворила». Однако же, интересно, что в «Преображенных Мифах» говорится, что Эру дал ей в дар «Первичный свет», не запятнанный вожделением Мелькора.

«Мелкор завидовал любому другому сиянию и возжелал весь свет в свою собственность. Тогда Илуватар, при входе Валар в Эа, добавил новую тему в Великую Песнь, тему, которой не было в первом Пении; и Он призвал к себе Айну. Это был Дух, что впоследствии стал Вардой (и, приняв женское обличье, супругой Манвэ). Илуватар сказал Варде: "Тебе я вручу дар, непохожий на другие. Ты принесешь в Эа чистый свет, Мой свет, незапятнанный вожделением Мелкора. С тобой Свет войдет в Эа, и пребудет там, не принадлежа Эа". Поэтому Варда самая праведная и чтимая из всех Валар, а Свет Варды есть любовь Эру к Эа.»

Не очень ясно, можно ли сопоставлять этот отрывок с каноническим Сильмариллионом и как это сделать. Ведь в дальнейшем тексте «Преображенных Мифов» вся космогония Арды сильно меняется. Но тем не менее, я считаю, что можно предположить, что Свет (как наиболее важный компонент творения) все-таки был дан Эру. А может быть, есть Свет и свет? Один из них – дар Эру, а другой – творение Валар? Но какой же из них использовался для Светилен и Древ? Однако же, в любом случае ясно, что свет имеет чрезвычайно важное значение для творения. Недаром то, что придает творению жизнь назвали «тайным пламенем». Пламя – это тоже свет.

Вот что писал Толкин в Письмах:

«Если говорить о символическом или аллегорическом значении, Свет — настолько основополагающий символ в природе вселенной, что проанализировать его вряд ли возможно. Свет Валинора (источник коего — свет до падения) — это свет искусства, не отъединенного от разума, что провидит явления как на научном (или философском) плане, так и на плане образном (или плане вторичного творчества) и «говорит, что это хорошо» — поскольку прекрасно».

Таким образом, свет соединен с актом творения, и поэтому имеет чрезвычайное значение. Отсюда же можно сделать вывод, что объявить свет своим может только сам Эру.

Но эти Светильни были опрокинуты Мелькором и жилища Валар на острове Альмарен были разрушены. И Валар собрали все, что осталось от их творений и укрыли их в укрепленном Валиноре на земле Аман. И там, с помощью чародейной песни Йаванна вырастила два Древа – Лаурэлин и Тельперион, которые освещали Валинор. Не очень ясно, откуда брался свет, производимый Древами. Быть может, он вбирался рассеянным из окружающего пространства? Или источником его были звезды, уже освещающие Арду – а не все они были сделаны Вардой, многие существовали еще с сотворения Эа… А может быть, Древа сами его вырабатывали. Тем не менее, в Сильмариллионе указано, что «свет в Сильмарилях был создан самими Валар». Быть может, подразумевается, что благодаря их творению (в частности Древам) он стал видимым? Недаром, в ранней «Квэнта Сильмариллион» написано так: «В начале своего владычества Валар узрели, что в Мире темно, и свет рассеян в воздухе, над землей и морем». То есть, свет был, но он был рассеян, невидим, пока не появились Светильни, а потом Древа. В общем и целом, неясно – происходит ли свет только непосредственно от Илуватара (через Варду) или Валар сотворили его так же, как сотворили воду, почву, растения и т.д. Есть свидетельства и за и против каждой теории. Во всяком случае ясно одно – без Валар Арда не увидела бы света. И если Свет Эру был у Варды – его было конечное количество и весь он был потрачен, когда были созданы звезды и Древа. Интересно так же отметить, что «производителями» света были не устройства, а живые существа, которые росли, цвели и плодоносили.

Далее в Валинор были приглашены эльфы. Интересно, что везде отмечается, что их привлек именно Свет Дерев, а не что-либо другое. И Валинор в те времена был прекраснее любой земли в Эндорэ – именно благодаря свету Древ. Почему Валар не осветили снова всю Арду после пленения Мелькора? Почему они медлили?

Вот что пишет Толкин в «Преображенных мифах»:
«Это кажущееся лентяйство Валар (хоть я и не объяснял и не комментировал его), думается, было лишь "внешним", тем, что мы склонны принимать за правду, ведь все Люди в разной степени задеты тенью и ложью Клеветника. Нужно помнить, что "мифология", во-первых, базируется на эльфийских записях и знаниях о Валар и опыте общения с ними, и, во-вторых, даже это далеко неполное знание дошло до нас (частично) лишь через остатки нуменорской традиции, исходившей от Эльдар, но разбавленной антропоцентрическими историями и сказаниями[7]. Они прошли через Верных и их потомков в Средиземье, но не избегли искажения вследствие враждебности мятежных нуменорцев к Валар».
Таким образом, кроме кажущейся «праздности» это промедление в освещении Арды может иметь еще какую-то причину, нам неведомую. Во всяком случае, нельзя сказать, что эльфы Средиземья «прозябали» - в те времена, без Моргота и с сильно снизившейся активностью его тварей эльфам явно было лучше, чем в последующие времена его владычества (после Дагор Браголлах). Но я не могу принять версию, что Валар сохранили свет «только для себя» - это бессмысленно. Если бы это было так – они бы уподобились Мелькору, а нигде они не обвиняются в этом. Да и неясно тогда – почему они осветили Солнцем и Луной всю Арду, а не один Валинор.

Ну-с, перейдем, наконец к Сильмарилям. Эльфы спокойно жили в Валиноре, пока Фэанору не пришла в голову мысль сделать хранилища для света Древ.

«Ибо у Фэанора, достигнувшего расцвета своих сил, появилась новая мысль, или, возможно, тень предвидения грядущего рока коснулась его; и он задумался о том, как сохранить в неприкосновенности свет Дерев – славу Благословенного Королевства». (с)

Говорят, что на мысль о смешении света Двух Древ навели его волосы Галадриэли, у которой, благодаря бабушке из ваниар и матери из тэлери были удивительные волосы – в них смешалось золото и серебро. Трижды он просил у нее локон, но она не дала, поскольку прозревала в душе Фэанора тьму.

Но Фэанор обошелся без волос Галадриэли. «Он начал долгую и тайную работу, и призвал все свое знание, свою силу и свою искусность, и в конце концов, он создал Сильмарили» (это произошло в 1450 году Валар согласно Анналам Амана). Оболочка их была создана из вещества «силима», изобретенного Фэанором и способного удержать в себе свет Дерев. Она была тверже алмаза и никто в Арде не мог бы ее разбить. Никто и не узнает, из чего она была сделана до тех пор, пока Фэанор не выйдет из Чертогов Мандоса, а это случится не раньше Конца Арды.

Сильмарили были похожи на алмазы, то есть были бесцветными или белыми. Какого они были размера – неизвестно, но не слишком большого, ибо все помещались на одном венце. (Таким образом, я не могу понять чем руководствуются некоторые товарищи художники, рисуя подчас целые булыжники). Слово же «Сильмариль» в переводе с квэнья означает «яркое сияние».

Но сам Фэанор создал лишь оболочку Сильмарилей, которая была для них все равно что тело для Детей Илуватара – прибежищем для внутреннего огня (души), а внутренним огнем их был смешанный свет Дерев. (Интересно, что и при описании «свечения фэа» у эльфов тоже говорится о белом свете).

Таким образом, очевидно, что один лишь Фэанор не мог владеть этим светом: ведь этот свет (при любой теории о происхождении) попал в Арду лишь посредством Варды и Йаванны. Без внутреннего же света Сильмарили были бы всего лишь еще одними рукотворными самоцветами, красивыми, но не имеющими значения большего, чем другие драгоценности. Сильмарили же были уникальны по своим свойствам. Во-первых, они могли светиться не отраженным светом, но своим собственным (т.е. в полной тьме). Во-вторых, они вбирали в себя сторонний свет, а потом излучали его еще более ярким и многоцветным, чем прежде.

Конечно, совершенно непонятно как это объяснить с научной точки зрения – мне приходит в голову только сравнение со звездами, в которых идет ядерная реакция. Но изучить Сильмарили все равно невозможно, а строить гипотезы без доказательств – бесполезно, поэтому лучше оставить все это без объяснения (хотя «ядерная» теория объяснила бы кое-какие вещи – жжение, быструю смерть Лутиэн и Берена, расцвет Гаваней (полезные мутации растений и животных)). Впрочем, не будучи физиком и не имея достаточно данных, я не хочу углубляться в эту тему.

Сильмарили уподоблялись живым существам, поскольку они: а) имеют аналог тела и души (силима и свет Древ); б) «питаются» светом и преобразуют его. Интересно, что сталось бы, окажись Сильмарили в месте, где нет света? Они бы погасли? Я считаю, что нет, поскольку внутри них должен был крыться собственный «источник энергии» - свет Дерев.
Тем не менее, я полагаю, что считать Сильмарили действительно «живыми» и уж тем более имеющими собственный разум и волю нет достаточных оснований. Метафорическое уподобление их живым существам еще не означает, что они ими были. В конце концов, какое-нибудь устройство тоже может вбирать энергию, а потом отдавать ее в преобразованном виде, но не считаем же мы его на этом основании живым!

Все жители Валинора (включая и Валар) были восхищены этим творением и Варда благословила (освятила) Сильмарили и после этого ни смертная плоть, ни нечистые руки, ни зло не могло коснуться их, чтобы не обжечься и не иссохнуть (Это по формулировке Сильмариллиона. В Анналах Амана написано: «чтобы не обжечься и не испытать непереносимой боли»). Лично я считаю, что подобное благословение (освящение) могло иметь источником только самого Эру (т.е. исходить непосредственно от него хотя и через Варду как «проводник» его воли), и таким образом, все дальнейшие действия этого «освящения» должны предполагать его вмешательство. В христианстве все освящения имеют источником только Бога, таким образом, можно предположить, что и здесь действует то же правило. Кроме того, явно, что источником этого воздействия Сильмарилей на плоть должен быть их внутренний свет (как наиболее «святая» их часть, их душа), но никак не оболочка. Т.е. в любом случае сам Фэанор к этому воздействию Сильмарилей не имеет ни малейшего отношения. Я также считаю несостоятельной гипотезу о том, что такие свойства принадлежали Сильмарилям изначально, или их придал Камням Фэанор при создании. Если бы это было так – не было бы смысла в «освящении» Вардой, и было бы просто сказано, что Сильмарили имели такие свойства изначально.

Таким образом, Сильмарили выступают как «этический» индикатор. Ни одно существо, запятнавшее себя злом, не может к ним безболезненно прикоснуться. Почему? Потому что Сильмарили – квинтэссенция творческих способностей, способностей к со-Творению. Чем больше некто делает зла, тем меньше у него их остается. Нельзя и захватить «символ творения» лишь в собственные руки, кто желает этого – тот желает зла и утрачивает способность к творению (так ее утратил Мелькор, желавший заполучить Тайное Пламя Илуватара). Толкин пишет в Письмах:

«Сотворение драгоценных камней главным образом символизирует собою эльфийскую функцию вторичного творчества, однако ж Сильмарилли — нечто большее, чем просто красивые вещицы. И был Свет. И был Свет Валинора зримо явлен в Двух Древах, Серебряном и Золотом»

Ясно также, почему Мелькор с самого начала желал завладеть Сильмарилями – здесь проявляется та же жажда захватить Тайное Пламя творения, что он проявил еще до Айнулиндалэ.

Если со «злом» и «нечистыми руками» все ясно, то не очень понятно, почему нельзя касаться Сильмарилей «смертной плоти». Тут возможны два объяснения:
1. Сильмарили так же опасны для смертных, как опасна для них земля Амана (где они сгорают «как мотыльки в пламени»). Смертной плоти невозможно выдержать прикосновение «пламени творения», поскольку у нее нет для этого достаточных сил.
2. Как известно, все люди пали вскоре после пробуждения (все они служили Мелькору). И хотя часть людей отреклась от этого служения, тень зла осталась в них. Именно поэтому они не могут выдержать прикосновения «священных» Сильмарилей. Хотя их освящение и происходит до пробуждения людей, но это можно счесть предвидением Валар.

Возможно, имели место обе эти причины.

Одновременно с освящением произошло еще одно важное событие – Мандос предсказал, что судьбы Арды – воды, земли и воздуха будут заключены в них. Что это означает? Четкого ответа на этот вопрос нам не дано, но кое-какие намеки есть, и я позже попытаюсь связать их в единую гипотезу. Пока же вернемся к вопросу владения Сильмарилями и к вопросу их работы как «этического индикатора».

Итак, Фэанор, создав Сильмарили, носил их как обычное украшение. Нам неизвестно о том, как он еще думал их использовать (кроме как хранилища для света Древ, о чем было сказано выше). Но чем дальше, тем больше он проникался мыслями о сохранности своего сокровища (хотя в те времена еще невозможно было подозревать, что кто-то сможет украсть Сильмарили – несомненно, Валинор в те времена был самым защищенным местом в Арде). Но дело было не в объективной опасности для Сильмарилей, а в субъективных ощущениях Фэанора – он начал любить Камни «алчной любовью», кроме того, его подозрительность подогревалась ложью Мелькора. «И редко он (Фэанор) вспоминал ныне, что свет внутри Сильмарилей принадлежит не ему одному». Как я уже говорила выше, свет – слишком важная субстанция, чтобы принадлежать одному лишь жителю Арды – пусть он и создал хранилища для этого света. Ни Варда, ни Йаванна, ни Валар в целом никогда не претендовали на единоличное владение светом (то, что Древа освещали один Валинор – следствие зла Мелькора, из-за которого невозможно было вновь поставить источники света в самом Средиземье). Таким образом, претендуя на единоличное владение «светом творения» Фэанор уподобляется Мелькору. Но одно это желание само по себе, без активных действий, еще не делает руки «нечистыми» - т.е., Сильмарили еще не жгли Фэанора за одну лишь его «алчную любовь».

И когда Мелькор начал распускать слухи, чтобы поссорить сыновей Финвэ, он, прекрасно зная эту слабость Фэанора лжет и о том, что Валар собираются отобрать у него Сильмарили силой. Дабы укрыть Камни от «алчных» Валар, Фэанор забирает их с собой в Форменос. И далее, дабы «наказать» Валар и «неверных» нолдор он не берет Камни на праздник на горе Таниквэтиль. И тут же – именно благодаря этому обстоятельству Мелькор получает возможность завладеть Сильмарилями! Таким образом, Фэанор лишается Камней именно из-за того, что хотел лишить возможности других даже видеть их. Это важное обстоятельство в истории Сильмарилей. Если ты захочешь скрыть «символ творения» в единоличном владении – ты его лишишься.

Любопытно, что дальше, призывая нолдор уходить в Средиземье, Фэанор говорит:
«Но когда мы победим и отберем Сильмарили, тогда мы и только мы будем владыками незапятнанного Света и повелителями красы и блаженства Арды. Ни один народ не займет наше место!»

Таким образом видно, что владение последним «пламенем творения», оставшимся в Арде, Фэанор сопоставляет с владением всей «красы и блаженства» Арды. И видно, что владение Сильмарилями – признак владычества. Недаром «Отлученными», «Лишенными владения» Первый Дом называется не только из-за перехода власти, но и из-за лишения Сильмарилей. Мелькор считает так же: «и он назвал себя Повелителем Мира. В знак этого он вставил Сильмарили в свою корону». Выстраивается логическая цепочка – владелец «Тайного Пламени» или его символа – «незапятнанного Света» - владелец Мира. Эру – владелец всего потому, что у него есть Тайное Пламя Творения. Моргот и Фэанор тоже пытаются стать такими владыками вопреки воле Эру, который поставил наместником Манвэ. Но Морготу (а тем более Фэанору) так и не удается этого осуществить в полной мере. Прежде всего потому, что владеть «незапятнанным Светом», символизирующим творение, может лишь достойный и тот, кто сможет отказаться от него ради общей цели.
А Сильмарили сами (точнее говоря, через освящение, на них наложенное, которым распоряжается Эру) решают, кто достоин ими владеть.

С Мелькором все ясно: он – Зло и совершил преступление, чтобы завладеть Сильмарилями – поэтому они жгут его. «Его руки были сожжены дочерна прикосновением благих самоцветов, и навсегда остались они черными, и не смог он избавиться от боли этих ожогов и гнева от этой боли». Однако, возникает вопрос: почему они не жгли его, находясь в Железной Короне? Хотя и упоминается, что эта Корона была для него «невыносимым бременем», но не очень ясно, происходило ли это от наличия в короне Сильмарилей. Возможно, Сильмарили действовали только при непосредственном контакте? Или корона была «антисильмарильной»? Или она просто не касалась головы, «парила» над ней (как описано в ПТСР)? Или это жжение просто не упоминается? В любом случае, ясно одно - нейтрализовать воздействие Сильмарилей, Моргот все же не мог – например, он не смог залечить ожоги от них. Следовательно, сила Сильмарилей находила свой источник в ком-то более могущественном, чем Моргот – а это мог быть только Эру.

До кражи Сильмарили Фэанора точно не жгли – следовательно, просто «алчная любовь» еще не делала его руки «нечистыми». Однако, после Альквалондэ (а уж тем более – после Лосгара) он стал преступником (как и его сыновья) – значит, заполучи он Сильмарили тогда – не миновать ему ожогов. Поэтому и бессмысленна была его Клятва – коль скоро ради нее он начал творить зло – он перестал быть достойным Сильмарилей, а значит, не смог бы их удержать. Таким образом, Клятва, принесшая столько зла эльфам, была совершенно напрасна и не помогала, а мешала достичь Фэанору и его сыновьям цели. Об этом и говорит Мандос в своем Проклятии-пророчестве: «Клятва будет вести их и предаст их, и вырвет то самое сокровище, что они поклялись добыть». Недостойному – не удержать Сильмарилей долго.
Tags: Толкин, размышления
Subscribe

  • (no subject)

    И снова... Примечание автора: По одной из версий Толкина, Келебримбор был потомком Даэрона. В каноне надпись на вратах Мории сделана тенгваром.…

  • (no subject)

    Прогулка Артанис распахнула глаза, удивленная странным голубым светом за окном – не золото Лаурелин, не серебро Тельпериона… Ах да, она же не дома,…

  • Фанфик

    Жить в песне - Мастер… мастер Дернхельм! Вы не ранены? Кровь… на седле. Эовин стремительно обернулась на голос Мерри. И верно! На седле было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment