Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Category:

О юности эльфов и их истаивании

Случайно наткнулась я на некий пост на дайри о юности эльфов и их истаивании http://diary.ru/~mirilasse/?comments&postid=40146879&from=0 . И поскольку в комментариях к этому сообщению было помянуто мое имя в качестве того, кто сможет разъяснить данную проблему, я и решила высказать некоторые мысли по этому поводу. Тем не менее, сразу предупреждаю, что, возможно, не смогу сказать ничего особо нового и интересного.

И еще одно. Многие вещи в мире Толкина никоим образом не поддаются объяснению с помощью известных нам физических законов. Поскольку (что ни для кого не является секретом) Профессор был убежденным христианином, он признавал наличие души и «сверхъестественных сил», и по этой причине выводил некие «сверхъестественные» или «этические» законы в своем мире. Объяснить их с точки зрения физических или биологических законов нашего мира не представляется мне возможным (даже если бы я была сильно искушена в физике или биологии – а я не искушена). Поэтому я буду опираться только на тексты Профессора и на некоторые логические умозаключения.

Фэа – душа.
Роа – тело.

Были заданы несколько вопросов – являются ли эльфы столь же юными душой, как и телом, почему они уплывают и что означает их истаивание?

Для начала – несколько слов о «вечной юности» эльфов и о восприятии эльфов теми, кто их никогда не видел.

Вот как воспринимали эльфов люди Первой Эпохи:

«Но те из нас, кто знает эльдар и, наверно, любит их, говорят: "В глазах эльфов нет усталости". Мы заметили, что эльфы не понимают людской поговорки: "Что часто видишь, того не замечаешь". Эльфам кажется странным, что в языке людей одно и то же слово может означать "давно знакомый" и "надоевший".

Мы думали, что это лишь потому, что эльфы долго живут и не теряют сил. Мы, гости, часто зовем вас "большими детьми", государь мой.» (с)

Это слова Андрет из «Атрабет Финрод ах Андрет»

А вот – Третья Эпоха (перевод мой, не очень красивый, но достаточно точный). Точка зрения Фродо:

Glorfindel was tall and straight; his hair was of shining gold, his face fair and young and fearless and full of joy; his eyes were bright and keen, and his voice like music; on his brow sat wisdom, and in his hand was strength.

«Глорфиндэль был высок и строен; волосы его сияли золотом, а лицо было прекрасным и юным, бесстрашным и полным радости; глаза были ясными и проницательными, а голос звучал подобно музыке; на челе его была видна мудрость, а в руке – сила».

The face of Elrond was ageless, neither old nor young, though in it was written the memory of many things both glad and sorrowful. His hair was dark as the shadows of twilight, and upon it was set a circlet of silver; his eyes were grey as a clear evening, and in them was a light like the light of stars. Venerable he seemed as a king crowned with many winters, and yet hale as a tried warrior in the fulness of his strength. He was the Lord of Rivendell and mighty among both Elves and Men.

«Лицо Эльронда не выдавало возраста, ни молодого, ни старого, хотя на нем была написана память о многих вещах – радостных и печальных… Он выглядел таким же почтенным, как король, увенчанный многими зимами, и таким же бодрым, как тренированный воин в расцвете сил.»

Арвен

Young she was and yet not so. The braids of her dark hair were touched by no frost, her white arms and clear face were flawless and smooth, and the light of stars was in her bright eyes, grey as a cloudless night; yet queenly she looked, and thought and knowledge were in her glance, as of one who has known many things that the years bring.

«Юной была она и все же нет. Ее темные волосы не были тронуты морозом, белые руки и ясное лицо было гладким и без изъянов, и свет звезд был в ее лучистых глазах, серых, как безоблачная ночь; и все же она была величественной как королева, задумчивость и мудрость были в ее взгляде, как у того, кто познал многое, что несут с собой годы».

Галадриэль и Келеборн

but no sign of age was upon them, unless it were in the depths of their eyes; for these were keen as lances in the starlight, and yet profound, the wells of deep memory.

«не было на них признаков возраста, кроме как в глубине их глаз; ибо взгляд их был остер (проницателен), как копье в звездном свете, и все же на дне его была мудрость, обоснованная глубокой памятью».

А вот Сэм говорит (о Гильдоре и его эльфах)

They are quite different from what I expected - so old and young, and so gay and sad, as it were.’

«такие старые и молодые, веселые и печальные – все вместе».

Можно еще вспомнить об очень веселых эльфах из «Хоббита» (прибытие Торина и К в Ривенделл), которые вообще производят впечатление беззаботных детей. Не знаю уж, как воспринимать этот факт – слишком уж хорошо видно, что эта сцена обусловлена стилем всего «Хоббита» - относительно легкой детской сказки, которая довольно плохо сочетается с Сильмариллионом или Атрабет.

Итак, что мы видим? А видим мы две довольно разные точки зрения – на заре и на закате эпохи эльфов. На заре они «как дети» (по утверждению Андрет), а вот на закате уже – хоть и юные на взгляд, но полные мудрости прожитых лет. С другой стороны, признаков «усталости» нигде не описано. Однако, вот что говорит Финрод:

«После Конца Мира мы больше не изменимся - ибо мы ничего не забываем: с каждым веком это все заметнее. Боюсь, тяжелая это будет ноша…»

И можно заметить, как эта ноша все больше угнетает эльфов… Они укрываются в огражденных магией и стражей поселениях (Лориэн), они все меньше принимают участия в делах мира, они уже не стараются изменить мир, а стараются только сохранить былое. Думаю, тут еще дело в ментальной «усталости» - попробуйте-ка сохранять яркие воспоминания о тысячелетиях жизни! Однако нельзя сказать, что они совсем уж «устали». Просто, скорее всего, дело в том, что они «выполнили свою миссию». Толкин считал, что каждый народ (эльфы, люди) должны выполнить в Арде некую миссию, после чего он уходит, уступая место новому. Ничто не вечно, кроме Эру Илуватара. И Арда и Эа имеют свой конец. Валар и майяр должны были «устроить» Арду и выступить учителями для Детей Эру, пока они не смогут жить самостоятельно (в частности, они должны были донести волю Эру до эльфов), а потом – ослабеть и удалиться. Эльфы, в свою очередь, должны были научить и облагородить людей (плюс – в меру своих сил украшать и изучать Арду), к тому же у них есть еще одна задача – хранить память о былом, а потом – тоже уйти. Вот как говорит об этом Финрод в Атрабет:

«И вдруг мне явилось видение Арды Возрожденной: вечное настоящее, где могли бы жить эльдар, совершенные, но не завершенные (15), жить и бродить по земле, рука об руку с Детьми Людей, своими избавителями, и петь им такие песни, от которых звенели бы зеленые долы, и вечные горные вершины пели, словно струны арфы, даже в том Блаженстве, превысшем всех блаженств.

"У эльфов такой взгляд, словно они все время что-то вспоминают", - говорили бы вы. Но вы знали бы, о чем мы вспоминаем - о тех днях, когда мы впервые узнали друг друга, и наши руки встретились во тьме. После Конца Мира мы больше не изменимся - ибо мы ничего не забываем: с каждым веком это все заметнее. Боюсь, тяжелая это будет ноша; но во Дни, о которых мы говорим, она станет великим богатством...» (с)

Таким образом, эльфы – это хранители былого, и эта их миссия становится все более востребованной к концу их пребывания на Арде. Но все же – они не должны мешать новому народу – людям. И именно поэтому они ДОЛЖНЫ уйти, оставив Средиземье людям (и передав им знание о былом). Не надо их обвинять ни в трусости, ни в равнодушии – это не так. Это их судьба. А Валинор – единственное место, где они смогут жить в союзе фэа и роа, а не одной голой фэа, как в Средиземье.

К вопросу об истаивании.

Достаточно четко указывается, что «истаивание» эльфов – это именно полное разрушение роа. Толкин пишет в примечаниях к Атрабет:

«Эльфы в конце концов оказались воплощены не в настоящих, зримых и осязаемых, хроа, а в воспоминаниях феа о своей телесной оболочке и тоске по ней (если это можно назвать плотью); поэтому их существование уже не зависит от вещества Арды [20]. Но, похоже, они считали (и до сих пор считают), что их позднее (и нынешнее) состояние противоестественно, и тоска по хроа - свидетельство тому.

Очевидно, феа сохраняет очень яркие, живые и полные воспоминания о своем опыте. Смысл концепции в том, что "материя" становится частью "духа", становясь частью его знания, и благодаря этому уходит из времени и подчиняется духу. Так же, как эльфы, оставшиеся в Средиземье, постепенно "сжигали" свои тела - или тела становились одеянием памяти?» (с)

Это происходило, вероятно, по нескольким причинам:

."Развоплощение" "противоестественно", что бы ни было его причиной: слабость хроа, вызванная тем, что они были вынуждены поддерживать свое существование веществом Арды6 испорченным Мелькором (как эльфы думали раньше), или, отчасти, влияние могучей феа на материальное хроа, продолжавшееся много веков. (В последнем случае "естественным" можно назвать лишь идеальное состояние, в котором неискаженная материя могла бы вечно выдерживать и облекать феа, идеально приспособленную к своей оболочке. Здесь нельзя говорить об изначальном замысле Эру - ведь Темы Детей были введены уже после появления разлада Мелькора. Поэтому "развоплощение" эльфов, видимо, было частью Истории Арды, предусмотренной Эру - таким образом эльфы уступили путь Владычеству Людей.» (с)

И вообще – в Арде Искаженной всему суждено увянуть. Так что эльфам предстоит не «жить и веселиться», а расставаться с роа, что для них совсем не приятно, а очень даже нехорошо. Только в Валиноре, благодаря присутствию Валар, эльфы могут не бояться разлучения фэа и роа до конца Арды.

P.S. Еще иногда сталкиваюсь с гневными выпадами, что вот, мол, нолдор-отступников возрождали, а всегда послушных тэлери – нет. Господа, да кто же вам сказал, что тэлери НЕ ВОЗРОЖДАЛИ?! Это глюк чистейшей воды! И такое впечатление связано лишь с тем, что Сильм – эпос нолдор (о чем и говорится в его начале) и с тем, что мы мало знаем о событиях в Амане после ухода нолдор (о чем, кстати, тоже говорится). Нам известны три возродившихся эльфа: Мириэль, Финрод, Глорфиндель (про Лутиэн говорить не буду, там вообще особый случай). Да, все они принадлежат к народу нолдор. Но если мы посмотрим на это с литературной точки зрения, то увидим, что все три упоминания легко объяснимы. История смерти и возрождения Мириэли нужна была, чтобы проиллюстрировать значение и смысл брака у эльфов, а также действие Искажения даже на живущих в Благословенном Королевстве (конечно, там не только эта задача преследовалась, но эта проблема казалась Толкину важной, по всей видимости). Возрождение Финрода нужно было упомянуть, чтобы показать возможность преодоления Проклятия Мандоса. А также здесь еще можно понять автора чисто по-человечески – уж слишком жалко такого героя! Надо же все-таки хоть какой-то хэппи-энд к этой истории приделать, надо было дать какую-то надежду – вот Финрод и «смеется в Валиноре». А Глорфиндель – многие знают, что это была, фактически, ошибка Толкина, которую тот исправил довольно изящно, объяснив в отдельном тексте почему и как Глорфиндель из Первой Эпохи воскрес и возвратился в Средиземье Третьей Эпохи. Так вот – а возрождение убитых тэлери или синдар (скажем так, довольно рядовое для Амана событие) никак в тексте не отражается. А зачем? Достаточно ясно (и в Атрабет и в ЗиОЭ) сказано, что ВСЕ эльфы (за исключением особых случаев там же упомянутых) возрождаются в Амане. Какие у нас есть основания этому не верить? Поэтому те, кто гневно вопрошают о тэлери, просто не дали себе труда немного подумать.



UPD: Еще одна цитата в тему:

"С течением веков преобладание феар эльфов все росло, "сжигая" их тела (как было уже отмечено). Итог этого - их "истаивание", как люди это называют, ибо тела эльфов становятся, в конце концов, не более чем памятью, хранимой феа, и этот конец уже наступил во многих местах Средиземья,"
Subscribe

  • Всемирная пандемия глупости

    На работе - сотрудница уверяет, что "коронавирус придумали, чтобы сократить население Земли". Мама уверяет, что подростков будут прививать и у них…

  • (no subject)

    Температура еще есть (38), но чувствую себя намного лучше, слабость почти ушла. Ночь прошла нормально.

  • (no subject)

    Сделала прививку сегодня в 11 часов (ну, ту самую, с чипом, ха-ха). Буквально часа через три меня накрыло такой слабостью, что я едва досидела на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

  • Всемирная пандемия глупости

    На работе - сотрудница уверяет, что "коронавирус придумали, чтобы сократить население Земли". Мама уверяет, что подростков будут прививать и у них…

  • (no subject)

    Температура еще есть (38), но чувствую себя намного лучше, слабость почти ушла. Ночь прошла нормально.

  • (no subject)

    Сделала прививку сегодня в 11 часов (ну, ту самую, с чипом, ха-ха). Буквально часа через три меня накрыло такой слабостью, что я едва досидела на…