Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Category:

Дружба vs «абстрактная мораль»

http://lords-of-noldor.narod.ru/Fanfiction/ayvis_otklonenny_udar.htm

Сначала – цитаты, которые меня особенно возмутили, потом – абстрактные рассуждения по поводу проблемы

«Жертв могло быть и меньше, но некоторые из тех, кто называл себя Нолдор, уходя в поход, прислушались к голосу своей телерийской крови, и стали сражаться против «агрессоров», причём настоящим оружием – высокого класса мечами.» (Мысль главной героини)

Угу, да, а феаноринги – не агрессоры, значит? А кто, позвольте спросить? Ага, возмущаемся, что “настоящим оружием” сражаются против вас! А не надо было лезть с “настоящим оружием” на тех, у кого его нет! О, явное возмущение против “предателей” – но среди “феанорингов” это неудивительно… Как же – “мы ведь правы всегда!” Называет их “перебежчиками” – когда на самом деле это самые этически чистые участники сражения…

“Так что короткая «операция» по захвату стремительно выходила из-под контроля…”

Ах, гады-тэлери и предатели-нолдор посмели сопротивляться!

“кано Феанаро”

Мелкая придирка по текстологии: вообще-то согласно “Шибболет Феанора” “«Кáno» на квэнья означает «командир», обычно это звание младшего вождя, особенно действующего как заместитель старшего по рангу», то есть маловероятно, что Феанора могли называть этим званием…

«А разве не все Нолдор Восстали? И, спрошу я, почему у вас «двойные стандарты»? Нолдор, убивавшие в Альквалондэ не Телери, а Нолдор – прощены, и живут в Валинорэ. Хотя – тоже убийцы. Но убийство мятежника не считается, наверное? И, думаю, большим почётом среди них был бы окружён тот, кто хотел убить Феанаро – достигни он своей цели…»

Убийство при защите «правой стороны» – это совсем не то, что убийство более слабых с целью захвата их имущества. Что в данном случае именно тэлери были «правой стороной» (поскольку имели полное право защищаться против агрессии) – это я думаю, доказывать не надо? И те самые нолдор, которые защищали тэлери в Альквалондэ или Эльвинг в Гаванях – это наиболее лучшие представители нолдор, а вовсе не «предатели и перебежчики».

«Неправильный путь… Да. Но, спрошу я, разве не каждый пойдет и без уговоров за тем, кто блистателен, светел и полностью прав? Те же, кто последовал за Феанаро не из-за Речи и своих мотивов, шли, уважая его таким, каков есть и из чувства верности дружбе с тем, кем он был.»

Ну так, может, кто-то и с Мелькором в Валиноре дружил… Так надо было за ним пойти и участвовать во всех его делишках? Из верности дружбе? ИМХО, это порочный путь…

«Верность другу в любых обстоятельствах – вот имя чувства, что двигало мой меч.»

Если друг превратился в назгула и во главе орочьего отряда нападает на мирные поселения, пытает и угоняет в рабство их жителей, то и тут надо оставаться ему верным и во всем этом участвовать – правильно я поняла автора?

«Вы скажете, что верность другу и даже вождю – ничего не значит перед верностью «морали». И ради этой «морали» мой меч должен был остаться недвижим».

Да-да, именно так и скажем! :). Но об этом – чуть позже…

«Но если бы вам предложили такой выбор – между жизнью вождя или друга (или того и другого в одном лице) и ВОТ ЭТИМ? Что бы вы выбрали?»


ВОТ ЭТО :)

«Если «мораль» - тогда не пишите проникновенные повести и стихи о Финроде, Финголфине, Майдросе – не безгрешных духах».

Ой, только мы у поклонников Первого Дома не спрашивали, что и как нам писать! И что вы имеете сказать против Финрода? Какие злодейства он совершал, какие грехи есть на нем?

«А каются в грехах. И слабые духом. Сильный не будет каяться – он признает, что что-то было, как факт».

Да, Резня в Альквалондэ – это не грех, мы поняли… И кроме того – отчего раскаяние по мнению автора является столь унизительным? Разве унизительно признать: «Я был не прав, я совершил зло и я прошу за него прощения»? Как раз сильный так и скажет, а слабый будет самооправдываться ложной «верностью другу».

«И если верность другу и слову – это грех, а прощение Великих стоИт выше этого – то не рассчитывайте, что такое разочарование толкнёт меня к покаянию. Лучше уж быть непрощённой, чем ломать душу…»

Да, мы поняли, лучше убивать невинных, а «верность другу», который творит зло, нарушить не моги!

«Может, для кого-то это и просто – предать друга ради абстрактной «морали», друга, с которым ещё не так давно говорила, для которого, пока он жив, жива надежда. Но не для меня, нолдэ Айвис».

Непросто. Но необходимо. Ибо иначе, вы, дорогие «непредатели», будете служить Морготу…

А теперь – рассуждения на тему.

Итак, действительно, что делать, если друг начинает творить зло? Как Феанор и его сыновья, например. Следовать за ним, несмотря ни на что? А ведь это может значить – убивать невинных, пытать, приносить в жертву и т.д. и т.п. (см. деяния Моргота). Вы согласны на это? Если да – нам не о чем разговаривать. Если же нет… Какие могут быть здесь этически верные решения?

1) Пытаться друга переубедить. Безусловно, лучший путь, но к сожалению, редко когда удающийся.

2) Просто уйти, предварительно с другом поговорив и объяснив причины. Это, кстати, может подвигнуть его на раздумья, кроме того, вы уже не будете участвовать в его делах и ваши руки останутся чисты. Кроме того, Феанор без дружины может натворить гораздо меньше преступлений, чем с дружиной. То есть, если уйдут все – это практически лишает его возможности сделать какое-то масштабное преступление. (Хотя и одинокий Голлум может натворить дел).

3) Противодействовать ему физически. Самый трудный способ. Тут тоже могут быть градации – от «неотклоненного удара», как в вышеприведенном рассказе, до самоличного убийства бывшего друга. Но это, конечно, самый крайний случай. Если не получится его остановить другим способом.

И тем не менее! Остаюсь при таком мнении – между дружбой и «абстрактной моралью» следует выбрать мораль. Хотя «верность дружбе» в понятие морали входит. Но в некоторых случаях, если «верность дружбе» заставляет творить злодеяния или потворствовать им – такую дружбу отринуть необходимо! Иначе будешь служить Морготу и все… И вот вместо одного назгула появится два друга-назгула… Из «верности дружбе».
Subscribe

  • Квэнта

    Вся моя квэнта "Записки пробудившегося арфинга" на Самиздате http://zhurnal.lib.ru/editors/p/ponedelxnik_j_w/quenta.shtml

  • Новая порция ужасов :)

    Мои воспоминания о Валиноре и Нарготронде Записки пробудившегося арфинга 51. Снова плен Очнулась я от холодной воды, падавшей мне на лицо. Мелкий…

  • Квэнта

    Мои воспоминания о жизни в Валиноре и Нарготронде Записки пробудившегося арфинга 50. Разорение и гибель Нарготронда В тот день, день великого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments

  • Квэнта

    Вся моя квэнта "Записки пробудившегося арфинга" на Самиздате http://zhurnal.lib.ru/editors/p/ponedelxnik_j_w/quenta.shtml

  • Новая порция ужасов :)

    Мои воспоминания о Валиноре и Нарготронде Записки пробудившегося арфинга 51. Снова плен Очнулась я от холодной воды, падавшей мне на лицо. Мелкий…

  • Квэнта

    Мои воспоминания о жизни в Валиноре и Нарготронде Записки пробудившегося арфинга 50. Разорение и гибель Нарготронда В тот день, день великого…