Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Categories:

Финвэ

Вот и статья!
Критика приветствуется!



Финвэ (Finwё)


Других имен не приводится, кроме титула «Нолдоран» (Noldoran) – «Король нолдор»(1).
Личным гербом Финвэ было крылатое солнце.
Точная этимология имени Финвэ неизвестна (о предположениях ученых о его происхождении см. ниже).
По происхождению – эльф-нолдо. Родители и место рождения неизвестны (хотя можно достаточно уверенно предположить, что родился он на берегах озера Куйвиэнэн в Средиземье). У него были черные волосы и яркие серо-голубые глаза (2), белая кожа и красивый голос (3). Считался «мудрейшим из детей мира»(4). Был избран Оромэ в качестве посланника от своего рода в Валинор. Уговорил эльфов своего рода отправиться в Валинор и являлся предводителем народа нолдор в Великом Походе от озера Куйвиэнэн до Валинора. Дружил с Эльвэ Синголло (Элу Тинголом) – одним из двух вождей тэлери. По просьбе Финвэ и других нолдор, желающих встречи со своими друзьями-тэлери, Ульмо отправился к берегам Средиземья, дабы привезти тэлери в Валинор, однако к тому времени Эльвэ пропал в лесу Нан Эльмот, и большинство тэлери отправилось в Валинор без него. Финвэ был сильно опечален тем, что больше не увидит своего друга.
После прихода в Валинор Финвэ и его народ построили город Тирион на холме Туна. Финвэ стал Королем нолдор. В Тирионе дом Финвэ находился на большой площади у подножия башни Миндон Эльдалиэва.
В Валиноре Финвэ женился на Мириэль Сэриндэ, нолдо по происхождению. В 1179 Году Валар (5) Мириэль родила ему сына Куруфинвэ Фэанаро (Фэанора), но была столь утомлена вынашиванием ребенка, что захотела умереть. Финвэ (по совету Манвэ) уговорил ее отдохнуть в Лориэне, полагая, что она исцелится. Вскоре после рождения сына Мириэль отправилась в сады Ирмо и заснула под серебряными ивами. Однако дух Мириэли покинул ее спящее тело и вошел в чертоги Мандоса. Печальный Финвэ часто сидел у тела жены в Лориэне. И сам Финвэ, и родичи Мириэли, и валар призывали ее вернуться к жизни, но она не желала этого делать. Финвэ сильно горевал и не находил ни в чем утешения, к тому же ему хотелось, чтобы у него были еще дети кроме Феанора. Через некоторое время после ухода Мириэли он обратился к Манвэ за советом. Валар долго рассуждали, как поступить в этом случае, пока не было решено, что Финвэ будет дозволено жениться, но только в том случае, если Мириэль навсегда откажется от жизни. Мириэль согласилась. Ее брак с Финвэ был расторгнут, а в 1185 Году Валар (6) Финвэ женился на Индис Прекрасной, сестре (дочери сестры ) Короля ваниар Ингвэ. Индис родила ему четверых (пятерых (7)) детей: дочь Финдис, сына Финголфина, (дочь Фаниэль(8)), сына Финарфина, дочь Иримэ. Однако Финвэ более всех других детей любил старшего сына Фэанора.
Некоторые из эльдар и валар считали, что Финвэ поступил неправильно, утратив надежду на возвращение Мириэли и что ему не следовало жениться вторично.
Когда Фэанор стал открыто призывать к уходу из Валинора, Финвэ был обеспокоен и созвал совет. На совете Финголфин говорил о том, что Финвэ необходимо призвать к порядку старшего сына. Феанор услышал эти слова и пригрозил брату смертью, приставив к его груди острие меча. За это Фэанор был приговорен Валар к изгнанию из Тириона на двенадцать лет. Финвэ отправился вместе с ним, отказавшись от власти над нолдор на то время, пока сын его не может вернуться в Тирион. Жил вместе с Фэанором и его сыновьями в крепости Форменос на севере Амана. Индис не последовала за своим мужем. Когда Фэанору повелели прийти на праздник в Тирион, Финвэ (как и сыновья Фэанора) остался в Форменос (1495 Год Валар (9)). Мелькор, пришедший в это время вместе с Унголиант в Форменос за Сильмарилями, убил Финвэ у дверей его дома, поскольку лишь он один не бежал от ужаса Тьмы.


«В недобрый час Финвэ был убит самим Исказителем, и его тело вспыхнуло, как от удара молнии, и было разрушено» (с)(10)

После его гибели Мириэль, говорившая с ним в чертогах Мандоса, пожалела о своем решении навсегда покинуть мир живых. Финвэ предложил навечно остаться в Мандосе, чтобы Мириэли было разрешено возродиться. Валар согласились с его решением и духу Мириэли было позволено вновь войти в ее тело, все еще лежащее нетленным в Лориэне. Мириэль после возрождения живет в доме Вайрэ и ткет гобелены, где рассказывается о деяниях Нолдор. Финвэ иногда позволяют взглянуть на них.(11)

В «Шибболет Фэанора» учеными-лингвистами Арды сделано предположение о происхождении имени Финвэ, а также имен Ингвэ, Эльвэ и Ольвэ:

«Каждое из них состояло из корня («ing-», «fin-», «el-», «ol-») и суффикса «-wё». Этот суффикс часто появлялся в других квэнийских именах Первой Эпохи, таких как Воронвэ, обычно, но не исключительно, мужских. Ученые считают, что изначально это был не суффикс, хотя он и сохранился в квэнья лишь как окончание имен, но старое слово для обозначения термина «личность», производное от корня «EWE». Будучи вовлечено в построение более сложных слов, оно приняло форму «wё»; однако, как независимое слово сохранилось в тэлерине как «ewё» - «личность, некто (неназванный)». В древнем квенья оно сохранилось в форме «eo» (<«ew +местоименный суффик «-ð» - «личность, некто» ), позже его заменило слово «namo». Также в древнем квэнья есть прилагательное «wera» ( квэнья – «vera») - «личное», «собственное»».

Первая часть объясняется так:
«… в общем эльдарине «PHIN» - «волосы», в квэнья «finё» - «волосы», «findё» - «волосы, особенно на голове», «finda» - «имеющий волосы, -волосый»».

Однако ученые сомневались, что «fin-» в имени Финвэ означает именно «волосы», поскольку:

«У всех эльдар были прекрасные волосы (и их очень привлекали волосы особой красоты), однако, нолдор ничем не выделялись в этом отношении, и нигде не говорится, что у Финвэ были волосы особой длины, густоты, или красы, большей, нежели у других эльфов» (с) (12)


1) “The History of Middle-earth”, Volume XII, “The Shibboleth of Fёanor”, p.343

2) “The History of Middle-earth”, Volume XII, “The Shibboleth of Fёanor”, p.357

3) “The History of Middle-earth”, Volume X, «The Later Quenta Simarillion”, p.238

4) “The History of Middle-earth”, Volume V, «Quenta Simarillion”, p.214

5) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Annals of Aman”, p.92

6) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Annals of Aman”, p.
7) “The History of Middle-earth”, Volume X, «The Later Quenta Simarillion”, p. 238
8) ibid
9) “The History of Middle-earth”, Volume X, “The Annals of Aman», p.108
10) “The History of Middle-earth”, Volume X, «The Later Quenta Simarillion”, p. 248

11) “The History of Middle-earth”, Volume X, «The Later Quenta Simarillion”, p.248-250

12) “The History of Middle-earth”, Volume XII, “The Shibboleth of Fёanor”, p.340-341

Ранние варианты истории Финвэ

В «Книге Утраченных Сказаний» у Финвэ было еще несколько имен: Нолэмэ (Nolemё) (1), Финголма (Fingolma) (2), Голфинвэг (Golfinweg) (3).

Этимология имен

Финвэ. В глоссарии есть слово «finweg» - «искусный ремесленник» (с корнем «fan» - «ум», «верная рука»); (с.290) «gweg» - «мужчина», множественное «gwaith» с. 286. (4) Из корня FINI происходят слова «finwa» - «проницательный, прозорливый», «finiё», «findё» - «искусный» (5).

Нолэмэ. Это существительное, которое означает «глубокие знания, мудрость» (6).

Голфинвэг. Это вариант имени «Финвэ Нолэмэ» на языке номов (7). Имя «Финголма» - тоже вариант имени «Финвэ Нолэмэ» на языке номов (8).

История Финвэ из «Книги Утраченных Сказаний»

Финвэ Нолэмэ – эльф из народа нолдоли (Noldoli) (номов (Gnomes)) (в дальнейшем – нолдор). Ответил на призыв Норнорэ (Nornorё) (глашатая Валар) отправиться с ним в Валинор, а после возвращения посоветовал своему народу идти в Аман. Стал королем нолдоли и вел их во время перехода от озера Койвиэ (Koiviё) (в дальнейшем – Куйвиэнэн) до Валинора. В Валиноре нолдоли построили город Кор (Kor) (в дальнейшем – Тирион) и жили там. Финвэ был их королем. После освобождения Мелько (Melko) (в дальнейшем – Мелькор) говорил, что Валар держат эльфов в рабстве и специально увезли их в Валинор, чтобы отдать остальной мир людям. Среди нолдоли начался непокой. Но Финвэ уговаривал свой народ успокоиться и всегда выступал против Мелько. Наконец, Финвэ настолько был встревожен, что решил посоветоваться с Фэанором (Кузнецом, создателем Сильмарилей), Инвэ (Inwё) (в дальнейшем – Ингвэ) (главой тэлери (в дальнейшем – ваниар)) и Эллу Мэлэмно (Ellu Melemno) (в дальнейшем – Ольвэ) (главой солосимпи (Solosimpi) – в дальнейшем тэлери), и они посчитали необходимым обратиться к Манвэ и рассказать ему о темных происках Мелько. Но Мелько первым отправился к Манвэ и оклеветал нолдоли, сказав, что они роптали против власти Манвэ. В это же время явилось посольство от эльфов, и замыслы Мелько стали очевидны. Однако Манвэ посчитал, что и номы заслуживают укоризны, и он велел Аулэ увести нолдоли в другие места и выстроить им там город. Нолдоли ушли на север от Кора и поселились в гористой долине Сирнумэн (Sirnumen), там, где речка Хири (Hiri) уходила под землю (прообраз Форменос). Однажды, в праздник «Двойного Веселья» нолдоли покинули свой город и отправились в Валмар, оставив стражей охранять их сокровища (среди которых были и Сильмарили). Среди них был отец Фэанора Бруитвир (Bruithwir) (В Утраченных сказаниях Фэанор – не сын Финвэ). Во время кражи Сильмарилей именно Бруитвир и был убит. Финвэ и его народ вернулись в Кор, а Фэанор остался в поселении в Сирнумэн. Затем Мелько и Вириломэ (Wirilomё) (в дальнейшем – Унголиант) убивают Два Древа, и над Валинором воцаряется тьма. Нолдоли, подстрекаемые Фэанором, решают тогда уйти из Валинора. Финвэ пытался успокоить нолдоли и предлагал просить совета и помощи у Манвэ, а не преследовать Мелько самим (здесь он играет ту роль, что позже исполняет его сын Финарфин). Однако нолдоли слушали не его, а Фэанора, поэтому они решили сами преследовать Мэлько, и произошла Резня в Копас Альквалунтэн (Kopas Alqalunten) (в дальнейшем – Альквалондэ). Фэанор плыл на кораблях, а Финвэ и его воинство отправились в Средиземье по берегу. Доплыв до Хэлькараксэ, Фэанору пришлось бросить корабли, поскольку они не могли пересечь северные моря – слишком опасны были там водовороты, течения и бури. Все нолдоли вместе переходят через Хэлькараксэ и попадают в Великие Земли (Great Lands) (в дальнейшем – Белерианд) (9). После прихода в Средиземье они разбили свой лагерь у Вод Асгон (Asgon) (в дальнейшем – озеро Митрим). Именно там у Финвэ родился сын Турондо (Turondo) (Тургон) (в дальнейшем сын Финголфина). (В другом варианте он родился, когда Финвэ жил в своем главном лагере у вод Сириона). В одном из самых ранних вариантов Финвэ утонул, когда плыл на корабле по скрытому ходу (позже найденному Туором), дабы принести жертву на скалистых островах Асгона (что за жертва и кому – неизвестно). В более позднем варианте этот эпизод исчезает. Затем народ нолдоли во главе с Нолэмэ странствует по Великим Землям, но нигде подолгу не живет. Они встречают илькорин (Ilkorins) и пробудившихся людей, и те становятся их союзниками. Увидев, что войско его растет, Финвэ решает атаковать Мелько (однако Тинвэлинт (Tinwelint) (в дальнейшем – Элу Тингол) отказывается сражаться вместе с ними). Финвэ повел свое войско в Долину Источников (Valley of the Fountains) (Горфалонг (Gorfalong)), которую впоследствии назвали Дол Плачущих Вод (Vale of Weeping Waters). Здесь и разгорелась Битва Бессчетных Слез между войском Финвэ (номы, илькорин и люди) и войском Мелько. Мелько еще до битвы уговорил некоторых людей предать номов и напасть на них. Из-за этого номы проиграли битву. Финвэ был отрезан от своих войск и убит, а орки вырезали его сердце. Но его сын Тургон отбил у орков тело и сердце отца (10), которое он позже заключил в золото. С тех пор на гербе Тургона изображалось алое сердце (11). Тело же Финвэ (вместе с другими убитыми) было похоронено в Кургане Смерти сыновьями Фэанора, которые опоздали на битву (10). (Здесь явно видно, что в этом эпизоде Финвэ играет ту же роль, что позже его внук Фингон).

Кроме сына у Финвэ была и дочь Исфин (Isfin) (в дальнейшем – дочь Финголфина Арэдель), но где и когда она родилась – неизвестно (12). О жене Финвэ Нолэмэ в «Книге утраченных сказаний» ничего не говорится.

Другие источники

Далее, начиная с «Набросков Мифологии» («The History of Middle-earth», т. IV, «The Sketch of Mifology»), история Финвэ приходит к тому виду, который мы знаем по «Сильмариллиону» и который считается окончательным (см. основную статью). Он становится отцом Фэанора, у него появляются сыновья Финголфин и Финрод (Финарфин) и дочери, а также Дж.Р.Р.Толкин разрабатывает историю о его второй женитьбе, о которой в ранних версиях не говорится ни слова. Именно его убивает Мелькор при краже Сильмарилей. Однако, и здесь есть несколько интересных моментов, которые не вошли в окончательную версию.

Кроме имени Финвэ у него появляется имя Финн (Finn) – считается, что так его называл его народ на своем изменившемся языке (13). Нолдоли также называются «народом Финна» - финнингами (Finningas) (14).

В «Поздних Анналах Валинора» («The History of Middle-earth», т. V, «The Later Annals of Valinor») говорится о том, Моргот притворился другом Фэанору и Финвэ и появлялся тайно у Фэанора в его северной крепости, когда скрывался от Валар (после того, как было обнаружено, что он сеял раздор среди нолдор). После убийства Финвэ и кражи Сильмарилей говорится, что «такую награду получили Финвэ и Фэанор за свою дружбу». Кроме Финвэ Моргот также убил и других эльфов, живущих в крепости Фэанора, но указывается, что ни самого Фэанора, ни его сыновей там не было (15).

(1) “The History of Middle-earth”, Volume I, «The Book of Lost Tales», p.124
(2) “The History of Middle-earth”, Volume I, «The Book of Lost Tales», p.124
(3) “The History of Middle-earth”, Volume I, «The Book of Lost Tales», p.270
(4) “The History of Middle-earth”, Volume I, «The Book of Lost Tales», p.286
(5) “The History of Middle-earth”, Volume I, «The Book of Lost Tales», p.290
(6) “The History of Middle-earth”, Volume I, «The Book of Lost Tales», p.303
(7) ibid
(8) ibid
(9) “The History of Middle-earth”, Volume I, «The Book of Lost Tales», p.121-193
(10) “The History of Middle-earth”, Volume I, «The Book of Lost Tales», p.270-274
(11) “The History of Middle-earth”, Volume I, «The Book of Lost Tales», p.279
(12) “The History of Middle-earth”, Volume II, «The Book of Lost Tales», p.165, 220
(13) “The History of Middle-earth”, Volume IV, «The Earliest Silmarillion», p.13
(14) “The History of Middle-earth”, Volume IV, «The Quenta», p.260
(15) “The History of Middle-earth”, Volume V, «The Later Annals of Valinor», p. 114

Subscribe

  • Часть 1

    Глава 15 Не все старые солдаты уходят вдаль Если бы можно было жить только за счет любви родных, друзей и покоя в душе, что это был бы за…

  • Часть 2

    Например, когда я рассказал Драггану, о том, как Птица заставил меня держать деревянную балку, он спросил: - А кто еще это видел? Большинство моих…

  • Часть 1

    Глава 14 Прощение После моего первого выступления в Модесто предложения посыпались будто из рога изобилия. Я понял, что мой путь – из юного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • Часть 1

    Глава 15 Не все старые солдаты уходят вдаль Если бы можно было жить только за счет любви родных, друзей и покоя в душе, что это был бы за…

  • Часть 2

    Например, когда я рассказал Драггану, о том, как Птица заставил меня держать деревянную балку, он спросил: - А кто еще это видел? Большинство моих…

  • Часть 1

    Глава 14 Прощение После моего первого выступления в Модесто предложения посыпались будто из рога изобилия. Я понял, что мой путь – из юного…