Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Categories:

Впечатление атеиста, прочитавшего Ветхий Завет

Если задену чьи-то религиозные или национальные чувства – уж простите!

Ну, прежде всего, должна сказать, что было такое ощущение, что я читаю давно знакомую книгу (в некотором смысле даже можно сказать, что я ее не читала, а перечитывала). Настолько литература европейская, американская и русская (любых жанров) пропитана цитатами, аллюзиями и прямым пересказом этих историй! Очень было интересно следить, каким образом они поданы в первоисточнике. О некоторых цитатах я даже и не знала, что взяты отсюда. Кстати, к моему недоумению, я не обнаружила известной истории о Юдифи и Олоферне. Не знаю, может, пропустила по невнимательности, но это очень странно. Если кто знает, может, подскажете, в какой книге она должна быть?

О трудностях.

Конечно же, 800-страничную книгу, да еще написанную старообразным языком, да еще с бесконечным повторением одного и того же читать довольно сложно. Я потратила на это три месяца, и иногда уже отчаивалась в принятом решении (И кстати, Сильмариллион читается намного легче, кто бы там что не говорил!). Но поскольку я привыкла книги дочитывать до конца любые, даже самые нудные, то все-таки дочитала. Особенно тяжело дались «Второзаконие» и «Левит» с перечислением всех законов. Все бы ничего, очень даже любопытно было читать о законах древних евреев, но эти бесконечные детальные описания жертвенника! Автор(ы) в малейших подробностях расписали этот жертвенник два (!) раза. Я уже с ужасом ожидала третьего, но, к счастью, здесь пословица «Бог троицу любит», очевидно, не возымела своего действия (скорее всего, по причине своего отсутствия у древних евреев). И, кстати, гомосексуализм там прямо осуждается! И пусть мне не рассказывают сказки, что в Библии осуждения гомосексуализма нет. Хотя, Содом и Гоморра, были уничтожены не только за него, это действительно, слишком примитивное суждение. (Правда, с другой стороны, слово «содомиты» произошло именно от Содома, это очевидно).

Еще одна трудность была с именами. Все-таки, хотя древнееврейские имена не самые сложные для прочтения русскоязычного читателя (самые сложные, на мой взгляд – валлийские и древнеиндийские), но встречаются там и такие, на которых можно язык сломать. С удивлением узнала, что Завулон – имя родоначальника одного из колен Израилевых.

Повторения. Некоторые книги повторяют содержания других. Например, «Паралипомемнон» (летопись) практически повторяет содержание «Книг Царств». И о разных царях иногда рассказывается чуть ли не одними и теми же словами и начинает кружиться голова, когда пытаешься запомнить кто кому кем приходился и кто – царь иудейский, а кто – царь израильский (оказывается, это не одно и то же, как я думала).

Псалтирь тоже дался трудновато. Все-таки, бесконечные вариации восхвалений и молений - не слишком интересное чтение, хотя определенная красота в них есть.

Интересные моменты.

Наверное, наиболее цитируемой (в смысле количества известных цитат на строку текста) является книга Экклесиаста. Я, во всяком случае, как будто читала нечто очень хорошо знакомое. И до чего же пессимистичный настрой! Хотя, наверное, он иногда полезен, как лекарство от чрезмерных надежд и оптимизма :). Но жить по этому тексту – б-р-р, врагу не пожелаешь!

Самый выбивавающийся из колеи текст – «Песнь песней Соломоновых». Среди исторических хроник, поучений и законов такой насквозь пропитанный чувствами, чуть ли не эротический текст – это нечто весьма заметное. Но красиво. Читала с удовольствием. Еще понравилась и «Книга Руфи» - тоже очень добрая и приятная во всех отношениях история.

Поражает дотошность авторов в некоторых деталях и акцент на совершенно других вещах, нежели мы привыкли. Например, горю Авраама от смерти Сарры посвящена пара строк, а покупке поля для ее могилы – довольно большой кусок текста.

Евреи – здесь в книге поразительно упрямый народ (сразу предупреждаю – это относится не к евреям вообще, а только к героям этой книги!). Им уже и долбят через пророков и чудеса показывают и постоянно всякую помощь Господь оказывает – и все равно они так и пытаются от своей веры отвернуться. Во всяком случае, подавляющее большинство царей после Соломона постоянно нарушают всяческие заповеди и приносят жертвы другим богам. Потрясающее упрямство! «Народ жестоковыйный» - вот уж точно. Нет, если бы лично мне столько раз долбили, показывали чудеса и доказывали достоверно, что единственный бог – это Господь Саваоф – я бы без тени сомнения уверовала и не отклонилась. А тут – ну прямо поражает, как они все время так и пытаются уклониться. Так их и тянет ко всяким Ваалам, да Молохам.

Морально-этические нормы

Вот с этим – проблема. С одной стороны, в общем и целом, этика вполне человеколюбивая. О том, что надо справедливо относиться к ближнему своему, не чинить ему зла, помогать и т.д. и т.п. говорится немало, и с этими положениями я не могу не согласиться. Тем не менее, намного больше места посвящено предостережению против того, чтобы народ евреев не возносил жертвы и не молился чужим богам. Нет, я не хочу сказать, что в данном случае имеется в виду, что евреи могли как угодно плохо себя вести по отношению к соплеменникам – лишь бы при этом возносили положенные молитвы и жертвы – и это считается нормальным – вроде бы такого не утверждается. Но тем не менее, это наводит на определенные размышления, не очень лицеприятные для религии. Впрочем, это для нас ненормально, коли нас теперь вся культура учит, что человек превыше всего, поэтому нам такие положения немного странны. А для древних важнее было спасение души (которое они понимали как приверженность истинному богу), чем спасение тела (точнее говоря, не то чтобы все этому следовали, но это считалось правильным). Поэтому со своей точки зрения они вроде как правы – нет греха тяжелее, чем отказ от истинного бога. (Кстати, я не совсем поняла, что значит там «своих сыновей и дочерей проводят через огонь» (это говорится о приверженцах Ваала) – это человеческие жертвоприношения или просто какой-то обряд?) Но с нашей современной точки зрения все это выглядит немного странно. Да и поведение праведников, иногда, мягко говоря, не совсем праведное. Особенно отличился Авраам. Нет, я не буду говорить о готовности принести в жертву сына – там все объяснимо и все кончается хэппи-эндом, но вот весьма некрасивое его поведение в истории с Саррой и фараоном (когда он выдавал ее за сестру, а бог потом обрушивал на злосчастного обманутого фараона различные кары) и изгнание в пустыню на смерть наложницы Агари и сына Измаила…Может не надо было так сурово с собственным сыном? Может следовало его воспитывать получше, а не в пустыню выкидывать? Да и истребление без остатка (и женщин и детей) на всех землях, на которые пришли евреи жить – это как-то нехорошо, если не сказать больше… С другой стороны, тот же Авраам Бога уговаривает отнестись к людям подобрее и не истреблять всех, и тот с его доводами соглашается и не истребляет всех. Так что, в общем и целом, с нравственностью у них обстоит не так уж плохо. Зря Марк Твен так уж сильно на Библию нападал, в целом неплохая в отношении нравственности книга, если отбросить некоторую склонность к геноциду.

А вообще, я рада, что мне не надо по долгу веры эту книгу защищать. Все-таки, кое-что здесь объяснить и оправдать было бы трудно.
Subscribe

  • (no subject)

    Люди не перестают меня удивлять своими странностями. Вот та самая пресловутая Женевская конвенция, которую так любят поминать в спорах о ВМВ и…

  • (no subject)

    В прошлые выходные я сходила в кино на распиливание пилой и взрыв головы. Теперь у меня в планах на выходные: а)война и нацистский концлагерь; б)…

  • (no subject)

    Посмотрела один фильм на тему ВМВ и, честно говорю, получила большое потрясение, много мыслей на подумать и все такое. Что интересно – фильм…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments

  • (no subject)

    Люди не перестают меня удивлять своими странностями. Вот та самая пресловутая Женевская конвенция, которую так любят поминать в спорах о ВМВ и…

  • (no subject)

    В прошлые выходные я сходила в кино на распиливание пилой и взрыв головы. Теперь у меня в планах на выходные: а)война и нацистский концлагерь; б)…

  • (no subject)

    Посмотрела один фильм на тему ВМВ и, честно говорю, получила большое потрясение, много мыслей на подумать и все такое. Что интересно – фильм…