Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Categories:

Друэдайн аллюзии и аналогии в реальном мире

Дж. Р. Р. Толкин очень не любил, когда в его книгах пытались найти аллюзии на современный ему реальный мир. Тем не менее, он сам никак не мог обойтись без того, чтобы черпать вдохновение именно в реальном мире – современном или древнем. Интересно проследить, что именно послужило вдохновением. Друэдайн или лесные дикари – один из самых загадочных и малоизученных народов легендариума, и автор доклада хочет рассказать, какие аналогии и аллюзии в реальном мире он видит для этого народа. Эти аллюзии бывают подчас весьма неожиданны…

Друэдайн появились в легендариуме довольно поздно – только во время написания «Властелина Колец», да и то в середине книги. Что послужило толчком для этого образа, нам точно неизвестно, возможно, какой-то рисунок или описание в книге, а может, этот образ возникал постепенно. Интересно, что друэдайн появляются поначалу не вживую, а в виде статуй, которые стоят вдоль дороги в Дунхарроу.

Также интересно отметить, что внешность друэдайн описана довольно подробно, на самом деле, Толкин редко так подробно описывал чью-либо внешность. Итак, как же друэдайн выглядели:

«...они были низкорослыми (некоторые достигали лишь четырех футов – 122 см), коренастыми, с широкими задами и короткими толстыми ногами; на широких лицах глубоко посаженные глаза прятались под тяжелыми бровями, носы их были плоскими, на нижней половине лица почти не росли волосы, разве что у некоторых мужчин (которые очень гордились таким отличием) была жидкая черная бородка посреди подбородка. Черты лица у них были малоподвижны, за исключением разве что широких ртов; движение осторожных глаз можно было заметить только вблизи, поскольку они были такими черными, что зрачки почти не выделялись, но в гневе они разгорались алым. Голоса у них были глубокими и утробными, а вот смех очень отличался: он был звонким и раскатистым…» Еще написано, что волосы на голове у них были редкими и жидкими.

Это описание из текста «О гномах и людях», «Властелин Колец» повторяет этот портрет, добавляя к нему еще несколько черт: у Гхан-бури-Гхана толстые руки, выпирающий живот, плоское морщинистое лицо.

Я думаю, ясно, что этот портрет совсем не похож на европеоида (особенно плоский нос), однако о такой важной вещи, как цвет кожи, я упоминаний не нашла. Хотя можно предположить, что она вряд ли была белой – но не были друэдайн и совсем темными, иначе об этом бы упоминалось. Скорее, вариант смуглой кожи.

Итак, какой народ на Земле похож на подобный портрет? На самом деле, когда я читала, мне представлялись австралийские аборигены. Вот фотография более старая, на ней старик довольно похож как раз на Гхан-бури-Гхана:



А вот современная, заметьте широкие рты, это действительно отличительный признак австралийцев.



А вот маори, житель Новой Зеландии. Лицо не широкое, зато бородка такая, как надо, жидкая и маленькая:



Можно еще показать фото жителей тихоокеанских островов, особенно тех, что поближе к Австралии, будет примерно такой же тип.

Единственное, что не сходится, волосы. У австрало-негроидов прически достаточно пышные и курчавые, а у друэдайн особо упомянуто, что волосы жидкие и редкие, и, похоже, прямые. На самом деле я не нашла примеров «первобытных» народов с редкими волосами, вероятно, эта черта – просто выдумка автора.

Перейдем от внешности к одежде. Об одежде Толкин говорит, как обычно мало, упоминание об одежде друэдайн всего одно, зато очень показательное. Во «Властелине Колец» говорится, что Гхан-бури-Гхан был одет в одну лишь «юбку из травы».

Делать их довольно легко (при наличии травы, конечно), но так же легко они и рвутся, да и мало от чего защищают. Характерны такие юбки для жителей тропических стран, больше всего – опять же для региона Тихого океана, особенно для островов, где много зелени. Это и Папуа-Новая Гвинея, и Соломоновы острова, и Гавайские острова и т.д. Характерно это и для некоторых местностей Африки, но далеко не для всех. И тут можно сказать две вещи: во-первых, это самая древняя одежда человека и самая примитивная, а во-вторых она показывает максимальную отдаленность от «машин». Потому что ткацкий станок – тоже машина. И интересно отметить, что вообще-то во время описываемых во «Властелине Колец» событий стоит зима. То есть Гхан-бури-Гхан во время зимы (пусть даже теплой) разгуливает по лесу в одной травяной юбке! Жаль, что нет упоминаний, что носили друэдайн в Первой Эпохе, ведь они жили севернее, в Бретиле, где вполне была довольно холодная зима.

Упоминается, что у друэдайн острое зрение, слух и нюх, что они могут преследовать животное или другое сущетсво (например, орка), по запаху. Что касается реального мира, то такое острое чутье, действительно, встречается у первобытных народов-охотников. Например, я читала такое про чукчей.

Теперь перейдем к особенностям культуры. Упоминается, что друэдайн были «умеренным» народом, мало ели, даже если еды было много, и пили только чистую воду. Надо сказать, что подобные ограничения для примитивных народов нехарактерны. Обычно, если племя первобытных охотников, добывает большого зверя, то все обжираются «от пуза», чтобы добро не пропадало – ведь добычу трудно сохранить. «Умеренность» от рассудка, культурная особенность, это признак «высокой» культуры, а не примитивной. Но, возможно, здесь следует провести аналогию с индийской культурой, с «отшельниками-аскетами». Вот они как раз едят мало намеренно и воду пьют только чистую.

О жилищах. Сказано, что друэдайн жили в самых примитивных жилищах, обычно это были шалаши из веток и листьев. Иногда они селились и в пещерах, но редко там жили постоянно, пещеры использовались, как склады, либо там прятались от самой суровой погоды. Что касается шалашей, то это опять же характерно для австралийских аборигенов.

Это реконструкция:



А это настоящие жилища:



Подобные жилища есть и у некоторых африканских народов, например, пигмеев.

Далее говорится о том, что друэдайн прекрасно разбирались в растениях – съедобных и несъедобных – и хорошо различали грибы. В целом, подобные знания достаточно характерны для любых народов, которые живу охотой и собирательством, так что выделить какой-то один народ будет трудно. Насчет поедания разнообразных грибов лично мне пришли на ум русские – но неясно, знал ли Толкин о такой особенности нашей культуры или это просто совпадение.

Рассмотрим теперь вопрос о языке и именах друэдайн. Все мы знаем, как для Толкина были важны языки, но о языке друэдайн Толкин говорит очень мало, фактически, ясно только, что он точно был отдельным и не походил на другие языки. Хотя он мог испытать на себе влияние языка халадинов, коли уж друэдайн жили среди них. Но что можно сказать о сходстве с реальными языками?

Что нам известно о языке друэдайн? Это самоназвание народа – «друхи» или «други».Это два имени: «Гхан-бури-Гхан» и «Агхан». И слово «горгун» - так друэдайн называли орков.

Увидев так много аналогий с коренным населением тихоокеанского региона, я попыталась сначала сопоставить эти слова с языками тех мест. Я, конечно, не знаю этих языков, но в Интернете нашла кое-какие примеры, в частности, имена. Но оказалось, что имена австралийцев или папуасов звучат совсем не так. Стало быть, не они были для Толкина примером (тем более, у него не было Интернета!). Но есть сходство с другими восточными языками. В частности «друхи» и особенно «други» напоминают русское «друг», «други». В значении «друзья». Собственно, это вполне подходит, учитывая, что друэдайн были «друзьями» эдайн. А кое-какие русские слова Толкин знал, вспомним «Медвед». То есть вполне вероятно, что это не случайное сходство.

«Горгун». Звучит похоже на «Горгона» - Медуза Горгона, греческое имя. Еще «горгулья». И еще нечто похожее есть в персидском языке. Но мне кажется это все же от Горгоны и горгулий. Нечто уродливое, страшное и опасное.

Наконец, имена. Известно два: «Гхан-бури-Гхан» и «Агхан». Как мы видим, они очень похожи. И похожие слова и имена мне удалось найти в санскрите и хинди. Понятно, что в Англии эти языки и имена «на слуху», ведь связи у Англии и Индии очень давние. Вполне мог и Толкин их слышать и дать одному из своих народов. «Гхан» или «Кхан» - довольно распространенная в Индии имя и фамилия, означающая «хан, повелитель». Есть еще значения: «густой, крепкий», а также «копать, рыть». Существует также значение «пища, есть». Собственно, я бы выбрала значение «хан, повелитель, вождь». Вполне вероятно, что имя «Гхан-бури-Гхан» - это «вождь, сын вождя». А может, тут имеется в виду и рытье, например, что друэдайн роют норы.

Перейдем теперь к искусству друэдайн, о котором нам известно, что други были прекрасными скульпторами. Пока они жили на востоке с другими эдайн, у них не было хороших инструментов для обработки дерева и тем более камня, но в Белерианде они появились и друэдайн добились в скульптуре небывалых высот. Говорится, что они делали скульптуры как фантастические, так и реалистические, причем реалистические были таковы, что их можно было принять за живых. Что же касается скульптур в реальном мире, то жители тихоокеанских островов тоже являются неплохими скульпторами. Про статуи острова Пасхи все знают, а вот еще несколько образчиков:



Мне нравится вот этот стул с Папуа-Новой Гвинеи. Это спинка:



Так что с «фантастическими образами» тут все в порядке. Но вот реалистичных скульптур там не найдешь. Думаю, это связано даже не столько с тем, что у этих племен не хватало умения, сколько с концепцией: эти скульптуры изображают всяких богов и демонов, которые и должны не очень походить на человека. А вот «реалистичных» изображений в этих культурах нет (как и в культурах американских индейцев, например). Тут надо искать других примеры.

Думаю, наибольших высот в древнем мире в скульптуре достигли, во-первых, индусы:

Вот танцовщица:



Во-вторых, всем нам хорошо известная Древняя Греции классического периода. Хотя она нам больше известна, конечно, по римским копиям (тем более, что греки, как выяснилось, скульптуры вообще раскрашивали).

Вот Артемида, например:



Но, конечно, даже такие статуи, очень искусные, не примешь за живых. То есть здесь Толкин все же усилил искусность друэдайн по сравнению с реальными образчиками. В современном мире, правда, есть очень реалистичные статуи, но они не из камня или дерева, а обычно из воска. То есть другой, более подходящий материал.

Что же касается статуй, которые стоят вдоль дорог со сложенными на животе руками, то тут вспоминаются степные «каменные бабы».



Хотя вообще статуи вдоль дорог ставили и в Древней Греции, но у них не было рук, а кроме головы был другой, гм… орган.

Вот это «герма»:



Так что в общем, вот так, если касаться обычных статуй. Но есть у Толкина упоминания, что статуи не были обычными. Когда во «Властелине Колец» описываются статуи вдоль дороги в Дунхарроу, то Мерри кажется, что они за ним «следят». И потом есть еще небольшой текст «Верный камень», где рассказывается следующая история: один друг был другом некоего халадина. Он часто охранял семью халадина, но однажды ему пришлось уйти к раненому брату. Тогда он принес халадину статую и поставил ее «охранять» дом. Однажды халадин проснулся от криков и выглянул. Оказалось, что во двор пробрались двое орков, которые хотят поджечь дом. Халадин натянул тетиву на лук, но пока он возился, появился друг, который напал на орков и убил обоих, а потом затоптал огонь. На следующее утро пришел тот самый живой друг. Халадин рассказал ему обо всем, а друг заявил, что его «сторожевой камень» «хорошо поработал». И они нашли эту самую статую, которая сидела на мертвом орке. Ноги у нее почернели, а одна отвалилась. А потом друг снял обувь и оказалось, что у него ноги в бинтах и тоже в ожогах. То есть надо так понимать, что друг смог оживить статую с помощью некой магии, но после этого он и сам пострадал от нанесенного статуе вреда.

Собственно, о том, что в статуи вселяются некие духи, из-за которых статуи начинают двигаться и говорить, говорится во многих мифах. Это и Древняя Греция, и разные восточные народы, и опять же коренное население тихоокеанских островов. Все эти народы верили или до сих пор верят, что в статуи вселяются духи и оживляют их. Но обычно это либо «духи предков», либо боги, либо демоны. Так чтобы дух живого человека вселился в статую, а потом статуя опять стала «мертвой», нигде не сказано. Мне, по крайней мере, подобных мифов не удалось найти. Но вот о том, что если подобию живого человека нанести раны, и они появятся у «прототипа», такие верования есть. Это верования африканских народов, которые нашли свое самое яркое воплощение в религии Вуду.

Теперь перейдем к тому, что сами други были способны надолго «застывать» в одной позе, так что были похожи на статуи. Это вызывает в памяти индийские практики медитации. Индийские йоги, и правда, могут просидеть в медитации несколько дней почти не двигаясь. Так что подобную способность друэдайн Толкин наверняка взял отсюда.

Теперь об оружии друэдайн. Не совсем ясно, каким вообще оружием они пользовались в своих войнах с орками, но есть одно яркое упоминание: отравленные стрелы. Об этом говорится только применительно к друэдайн Средиземья, в частности, жителях Друаданского леса. Вообще отравленное оружие использовалось в древности многими народами: и древними греками, и германцами, и парфянами и еще много кем. Вспомним, например, стрелы Геракла с ядом лернейской гидры на них. Ну и конечно, отравленные стрелы использовали и многие «примитивные» народы, например, американские индейцы, африканские негры. Использовали его и племена тихоокеанских островов: на Яве, на Борнео отравленные стрелы были весьма распространены. Так что это снова признак некоего «дикарского» образа жизни, но откуда Толкин его взял конкретно, нельзя сказать. Скорее, он озвучил некий стереотип.

Наконец, я хочу перейти еще к одной аллюзии произведений Толкина на реальный мир, которая явилась для меня совершенно неожиданной. Речь идет о том самом эпизоде с Гхан-бури-Гханом, который описано во «Властелине Колец». Гхан-бури-Гхан выходит к рохиррим, которые едут через лес, и предлагает им свою помощь в войне. При этом он говорит, что, мол, прогоните проклятых горгунов (орков), которые жгут наши леса и убивают нас, а тогда Дикие люди смогут спать спокойно. Помощь же он предлагает следующую: разведку и проводников по таким дорогам, которые рохиррим не знают. Сами други не сражаются. А что Гхан-бури-Гхан за это хочет? Он хочет, чтобы рохиррим оставили Диких людей в покое, не охотились на них, как на зверей, и дали бы им жить по своей воле.

Что же это все напоминает? Недавно я увлеклась историей Второй мировой войны на Тихом океане и в частности стала читать про бои на острове Папуа-Новая Гвинея. Бои там были довольно жестокие, японцы хотели захватить остров, чтобы отсечь Австралию от Азии, не давать австралийцам помочь союзникам в войне. Естественно, союзники не хотели этого допустить, и на Новой Гвинее, как я уже сказала, разразились жестокие сражения. Новая Гвинея – тропический остров с большим количеством лесов, с горами, довольно высокими (есть по 5000 метров, то есть сравнимо с Альпами и Кавказом), с довольно суровым климатом - там очень влажно, много дождей. Еще Новая Гвинея бедна животными и съедобными растениями. Коренное население этого острова – разные племена папуасов. Причем некоторые из них отличаются весьма суровыми нравами, постоянно воюют друг с другом и иногда практикуют каннибализм. В общем, суровый народ. Но когда туда пришли японцы, то они, надо сказать, переплюнули всех папуасов, потому что вели себя не просто как дикий народ, а натурально как орки. Папуасов убивали, как животных, при малейшем сопротивлении, выгоняли из деревень, нещадно грабили – потому что снабжение японских войск по морю было плохое, из-за подводных лодок союзников, поэтому японские солдаты голодали, вот тут-то они и стали грабить местное население, отнимая продукты. Начался каннибализм уже среди самих японцев, причем ели не только погибших врагов, допустим, но и собственных товарищей, а также просто охотились на местных жителей! Ради мяса. Вот такое вот поведение, совершенно ненормальное для цивилизованных людей. Более того, такие захватчики даже диких папуасов напугали. Так что папуасы стали сотрудничать с войсками союзников и с примерно таким же мотивом, как друэдайн: «Мы готовы вам дать проводников, помочь с ранеными, делать что угодно, только уберите вот ЭТИХ!» Это притом, что обращение европейцев с папуасами раньше было не то чтобы мягким, как раз бывала и «охота как на диких животных». Но вот здесь папуасы решили европейцам помочь и весьма охотно, потому что их интересы совпадали (хотя тут, конечно, надо отметить, что папуасы не были так уж бескорыстны, они получали от европейцев еще и всякие вещи).
Subscribe

  • (no subject)

    Посмотрела фильм «Девятаев». Честно говоря, увиденным довольна. После воплей в Инете ожидала чего-то худшего, а оказалось, все вполне достойно. Итак,…

  • (no subject)

    Г. Свиридов "Время, вперед!" Просмотрите видео и без чтения сопроводительной информации скажите, что это за страна показана. А вот честно тоже…

  • (no subject)

    Люди не перестают меня удивлять своими странностями. Вот та самая пресловутая Женевская конвенция, которую так любят поминать в спорах о ВМВ и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments