Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Categories:

Новый «Мидуэй», или «Можем повторить» по-американски

Посетила новое творение голливудского кинопрома, которое ждала три месяца. Ну, что можно сказать? В принципе то, что я и ожидала. Разочарования нет. Как иллюстрация к историческому событию – просто отлично. Как художественный фильм – вполне на уровне. Мне не было скучно, не хотелось, чтобы фильм закончился, я переживала за героев (хотя и знала, что они выживут, по крайней мере, главные герои).

Понравилось, что там не только сражение за Мидуэй, но и много «предыстории». Есть много Перл-Харбора, да еще и рейд Дулиттла! Три по цене одного! :)

Зрелищность и экшн. По зрелищности и экшену– 5 из 5 и 100 из 100. Очень разные ракурсы – и сверху и сбоку, и с воздуха, и из-под воды… Как будто сам сидишь в этом самолете или подлодке. В общем, очень рекомендую смотреть на большом экране – это будет круто. Все будет плыть, летать, тонуть, падать, гореть, взрываться, разлетаться на куски и т.д. Что касается компьютерной графики – это неизбежно. Но красиво получилось. И очень даже понимаешь, как трудно было тогдашним летчикам. Даже взлететь с авианосца – проблема. Сесть – тем более проблема. Жуть. Это какие-то совершенно героические люди были. Есть сцена, как самолету в учебном полете не хватает скорости взлететь, он падает в море прямо перед авианосцем и тот его ломает и топит… Летчики не выжили. Вот такие потери даже еще до битвы.

Крови на удивление мало. Хотя на самом деле, да, это вам не пехотные атаки, в морских и воздушных сражениях трупы будут быстренько тонуть и особых ужасов вы на поверхности не увидите. Рейтинг же 16+ - видимо, из-за обгоревших трупов в одной сцене – и все. В общем, если кто не любит излишней кровавости, то тут ее и нет.



Историчность. Довольно неплохо, я ожидала худшей клюквы. Конечно, неточности есть, но не очень большие (звезды на самолетах не всегда такие, как надо, строй не такой, как был в реальности и т.д.) Во всяком случае, если вы не дотошный заклепочник, то будете смотреть с удовольствием. Само сражение воспроизведено довольно точно. У летчиков наблюдается не всегда реальное «ковбойство», но зато зрелище получается крутое. Но, конечно, для лучшего восприятия, надо бы предварительно прочитать хоть одну статью про ход сражения, потому что по фильму это будет не очень понятно.

Игра актеров. Вполне на уровне. Хотя я мало в этом понимаю, мне достаточно, чтобы актеры не были совсем уж деревянные, но таких в блокбастерах редко снимают. Здесь все было вполне удовлетворительно, на мой вкус.

Сюжет. Без особых психологических изысков, но достаточно крепко сбитый. Режиссер сосредоточился на двух людях: офицере разведки Лэйтоне и летчике Бесте (оба – реальные исторические лица). Показана роль разведки и то, как одна ошибка ведет к жутким последствиям. Лейтон подавлен свалившейся на него ответственностью: если сейчас он неточно определит направление удара (а вариантов было три: Мидуэй, Алеутские острова и Гавайи), то США снова потерпят поражение и, быть может, придется мириться с Японией на ее условиях (чего Япония, собственно, и добивалась, ей нужно было устрашить и ослабить противника, чтобы тот, испугавшись тяжелой войны на два фронта, запросил мира и не мешал Японии делать в Тихоокеанском регионе то, что она хочет). Но он уверен, что глава шифровальщиков Рочфорт правильно определил направление: Мидуэй. И как он придумывает, как хитростью точно узнать ответ на вопрос и убедить Вашингтон (как это сделали в реальности, я писала в одном из прошлых постов, фильм не отступает от исторической правды). И когда японцев обнаруживают идущими к Мидуэю, Лэйтон облегченно вздыхает: он не ошибся.



А вот еще один герой фильма: пилот Дик Бест. Говорящая фамилия («лучший») – он, действительно, один из лучших пилотов. Но при этом он любит лихачить и не думает о безопасности других. Доходит до того, что его радист-стрелок отказывается с ним лететь: «Я боюсь сидеть у тебя за спиной». Бест понимает, что храбрость на войне – дело хорошее, но все же надо ее как-то ограничивать. Он не боится за себя, но надо отвечать и за других. Однако время пришло такое, что требует подвигов. И стрелок снова садится за его спиной, а Бест, спикировав на своем бомбардировщике, посылает бомбу точно в яблочко… Эта бомба сыграла роковую роль для одного из авианосцев. Надышавшись на высоте «плохой» кислородной смеси, Бест, кашляя, садится, но потери американцев среди летчиков слишком высоки, и ему, уставшему и больному, приходится вылететь еще раз. На этот раз его попадание было не одиноким, и тем не менее: Бест – единственный летчик, поразивший ДВА авианосца. Да еще и в один день. Но такая слава требует своей цены: это был его последний вылет. Открылся скрытый туберкулез, медики «списали» Беста, дав ему не больше 10 лет жизни. Однако, он умер только в 91 год. В фильме мне понравилось, как актер играет роль: сначала лихач, потом думающий о других, и приходящий к оправданному риску.



Рейд Дулиттла. И тут все показали достаточно точно. Смысл в этом рейде был не военный, а пропагандистский и политический: надо было показать и американцам, и японцам, что США никак не сломлены поражениями, что они вполне могут «достать» даже столицу Японии. Это удалось «на все сто»: самолеты долетели до Токио, разбомбили свои цели и сели в Китае. Там их укрыли партизаны, а потом они вернулись на родину. Что касается претензии «А почему это Дулиттл возмущается бомбежками по мирным китайским жителям, когда только что сам отбомбился по Токио – что за лицемерие и двойные стандарты?», то здесь Википедия нас уверяет, что целями эскадрильи Дулиттла были «металлургические, машиностроительные и химические предприятия, верфь, две электростанции, топливные склады и находившийся в порту Иокогамы лёгкий авианосец». И жертвы, и разрушения были именно там. Хотя, конечно, были и случайные гражданские жертвы: бомбы попали и по жилым застройкам, и по военному госпиталю. Но все же есть разница между тем, чтобы специально бомбить жилые массивы, и случайными жертвами. Да, позже, в финальном ожесточении войны, бомбили уже и жилые застройки, сравнивая Токио с землей (это не говоря о пресловутых атомных бомбах). Но на тот момент времени Дулиттл нисколько не лицемерит: тогда еще не собирались специально бомбить именно жилые кварталы. Кроме того, не знаю, как уж Дулиттл сотоварищи, но лично я считаю, что мерки к жителям страны-агрессора все же другие, чем к жителям страны-жертвы.




Японцы. Японцы показаны умными, смелыми, в общем, достойными противниками. Интересна смесь из собственного, необычного, национального менталитета и европейского «налета», приобретенного японцами за почти сто лет. Это создает очень необычную картину, воевать с японцами было затруднительно и потому, что они были «не такими», предсказать их поведение было трудно. С другой стороны и они сами испытывали похожие трудности, плохо понимая европейско-американскую цивилизацию.

Жестокость японцев. Показана достаточно достоверно, если не в плане здравого смысла (тут как раз изрядные огрехи), то в плане психологии. Японские летчики расстреливают бегущих по улицам Перл-Харбора моряков. В реальности такого не было – но только потому, что боезапас у японских самолетов был очень ограниченный, они их тратили на более «значимые» цели. Если же вопрос о пулях не стоял, то японские летчики расстреливали сбитых пилотов противника, нисколько их не жалея. Вторая сцена – бомбежки, пытки и расстрелы китайских мирных жителей. Вот тут создатели фильма не погрешили против историчности: японцы в оккупированном Китае вели себя именно так. Отчего местные жители становились партизанами и помогали партизанам.

Ну и третья сцена, на которой я остановлюсь подробнее: допрос и казнь подобранных со спасательного плота летчиков. Да, были три сбитых и подобранных пилота, которых допросили и убили. В реальности им раскроили головы топором и выбросили за борт. Один пилот, вроде бы, раскололся и рассказал кое-что о кораблях, впрочем, не слишком много (возможно, именно это и имеется в виду в фильме – он очень натурально там трясется от страха. Но ничего не показано). Еще я читала об одном пилоте, которого тоже подобрали японцы после битвы у Мидуэя, но которого до лагеря все-таки довезли. Повезло, в общем.

Только услышав о пресловутом якоре (еще до просмотра фильма), я была уверена, что дело в кадрах – будут показывать как герой тонет под водой. И не ошиблась. Но вышло интереснее, чем я думала. Поначалу я решила, что они его будут притапливать и вытаскивать за веревку. Веревка длинная и несколько мгновений остается на корабле в руках одного из матросов. Видимо, и герой так решил. И тут они бросают этот якорь! Который привязан к другому концу веревки. Изменение выражения лица героя надо видеть! Это потрясает! И потом – да, подводные кадры, как он идет ко дну…

Это, конечно, очень эффектно и пафосно, но с точки зрения здравого смысла – довольно глупо. Некогда им было там выдумывать такие психологические изыски. Японцы, конечно, вполне могли выдумать что-то затейливое, но когда есть время и место, а не в горячке боя. Потом, что это за якорь? Явно не якорь этого огромного корабля. Значит, с какого-то маленького плавсредства пошли и сняли специально? Да и вообще, у них что там, якоря бесхозные кругом валяются, не жалко?

Что было бы, если бы проиграли битву за Мидуэй. Бест говорит о нападении на западное побережье США, о горящих городах, жертвах и затянувшейся войне. На самом деле, подобное мнение действительно разделяют довольно многие историки, хотя, конечно, в фильме плохие последствия несколько преувеличены для пущей драматичности. Но да, если бы японский флот разгромил американский, то побережье было бы открыто. Японцы могли бы атаковать его – не для того, чтобы захватить (на это у Японии не хватило бы сил), но чтобы запугать американцев, заставить их прекратить войну и замириться с Японией на более-менее выгодных для нее условиях. Кроме того, это потребовало бы денег и техники, помощь Европейскому фронту (в частности СССР) была бы сокращена или совсем прекращена, следовательно, советским войскам пришлось бы тяжелее, было бы больше жертв. Так что не то чтобы нас это совсем не касалось, как думают некоторые.

Ну и закончим на оптимистичной ноте. Битва выиграна, главные герои выжили. Война будет еще долго, но конец ее предрешен. Победа будет за нами.

А если что – можем повторить.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments