Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Сериал "Тихий океан"

Посмотрела тут "Тихий океан", сериал от Стивена нашего Спилберга и Тома Хэнкса. О Тихоокеанском фронте.

Про название я уже писала. Тот случай, когда самое простое, очевидное название несет дополнительный интересный смысл. Очень удачно вышло.

Про первооснову. Нет, это не выдумки сценаристов (точнее, не совсем выдумки). Все три главных персонажа: Роберт Леки, Юджин Следж и Джон Базилоне - реальные люди. Леки и Следж пережили войну и написали воспоминания: "Каска вместо подушки" Леки и "Со старым поколением: от Пелелиу до Окинавы" Следж (книга Леки еще и переведена на русский). Базилоне погиб и воспоминаний не оставил, но его история участия в войне довольно неплохо известна в США. Так что, мало того, что исторические события (сражения и пр.) переданы достаточно точно, так еще и все остальное, по большей части, тоже происходило в действительности.

Cнят сериал очень натуралистично. Кровь, раны, оторванные конечности, снесенные головы, грязь, дождь, болезни, сумасшествие - все есть, все крупным планом. В общем, вы поймете, что попали не на увеселительную прогулку. Правдоподобна и психология. Солдаты мародерствуют вплоть до выдирания золотых зубов у убитых. Охота за сувенирами (ну, разве что не показали выделку японских черепов под сувениры, а в реальности это было). Офицеры могут буквально ограбить подчиненных солдат, отбирая понравившиеся трофеи. Солдаты ругаются, подставляют друг друга, дерутся. В общем, обычная человеческая жизнь. Но, конечно, есть дружба, взаимопомощь, самопожертвование, стойкость, милосердие - вот это все, что мы любим в людях.

Хорошо показано, как меняется психология людей: как молодой тихий наивный юноша Следж доходит до того, что тоже пытается выдирать эти самые зубы, стреляет в поднимающего руки для сдачи японца и т.д. И только видя убитую семью с живым маленьким ребенком и умирающую мать, к нему возвращается человеческое. Мать-японка умирает у него на руках и уже после этого он снова способен на милосердие.

Порадовало, что даже в таком ужасе в людях остается милосердие и благородство: они стараются щадить и помогать гражданским, не допускать плохого обращения с пленными, спасать детей (умилительная сцена, когда солдат берет на руки плачущего младенца и тот успокаивается).

Самые жуткие сцены: самоубийство сошедшего с ума от дождя, страха и безысходности солдата, один из второстепенных героев (Шелтон, друг Следжа) сидит и бросает камешки в наполненный водой от дождя снесенный череп японца, который так и остался сидеть без половины головы, женщина на Окинаве пытается отдать кому-то ребенка, но не успевает - ее "пояс самоубицы" взрывается (то ли она не добровольная самоубийца, то ли в последний момент решила хотя бы ребенка спасти - тут неясно).

Смотрела и думала, насколько у американцев было лучше с экипировкой и снабжением (когда оно не прерывалось), чем у наших. Вот что значит богатая, неразоренная врагом страна, да.

Интересно, что американцы сталкивались порой с совершенно иными, чем нам привычны при рассуждениях о ВМВ, трудностями. Почти все сражения происходили в тропиках на небольших или даже совсем крошечных островах. Непривычный климат и тропические болезни косили солдат не хуже врага. Менталитет японцев очень сильно отличается от европейско-американского, трудно предугадать, что враг будет делать. Морские коммуникации довольно легко перерезать, поэтому снабжение и пополнение приходится порой ждать очень долго. Голодали солдаты довольно часто.

Еще один странный для меня момент. Ну вот сейчас везде толерантность, антирасизм и прочее. В кино проталкивают негров то в толкиновский мир, то в средневековые рыцари (хотя да, был-таки, был в средневековых рыцарских романах один негр! Точнее, мулат. Поскольку автор в глаза не видел мулатов, то он был... пятнистый a)) Но вот почему там, где вполне могут быть негры - их нет? Ну ладно, допустим, в морпехах их не было. Но где-то они были! На кораблях были, точно, хотя бы среди "обслуживающего персонала". Но нету! Кроме того, убрали даже папуасов, а они там точно были, на Папуа-Новой Гвинее, у Леки с ними есть несколько эпизодов - и забавных, и даже в каком-то смысле героических. Почему бы их не экранизировать? Но нет. В общем, странные какие-то эти голливудские кинематографисты порой.

Вот еще что удивило: очень уж вскользь упоминают атомную бомбу, а ведь это очень важно. А то бы еще, минимум, год воевали.

А так, в целом, сериал очень рекомендую к просмотру. Если крови не боитесь.

Воспоминания Леки я прочитала, очень даже неплохо написано. Многое, что в сериале сняли - сущая правда, даже приступы энуреза. Чего точно не было - это драмы с австрало-гречанкой. Леки там просто погулял с двумя девицами, одна и была девицей, другая оказалась мужней женой с мужем на Тасмании :) Ну да ничего, их там исправно снабжали презервативами :)

Леки интересно рассуждает про солдат:

"Состоятельная женщина спросила меня:
— Что вы в результате всего этого получили? За что вы боролись?

Я хотел ответить, что за ее привилегию покупать на черном рынке мясо, но передумал. Дерзость только разозлит ее и оскорбит память моих товарищей. Я бы мог ответить, что хотел помочь сохранить статус-кво и защитить то, что я имею, но тоже этого не сделал. Такой ответ еще более укрепил бы ее материалистические позиции, а это в общем-то неправильно. Я не мог сказать ей правду, что боролся за уничтожение нацистского чудовища, за обуздание империалистической Японии, потому что такого она просто не поймет. И тем не менее, мы сделали именно это, сделали, не говоря высоких слов, как обычную, будничную работу.

Но я тогда не мог ответить на первый вопрос, поскольку понятия не имел, что я получил, и более того, что рассчитывал получить.

Сейчас я знаю. Для себя я получил память и силу, позволяющую не насовать перед испытаниями, для моего сына — бесценное наследство, для страны — пожертвование.

Последнее стоит дорого. Именно жертва — страдание тех, кто жил, и вечный покой тех, кто погиб, должны теперь быть положены на чаши весов Высшего Судьи. Эти весы склонились не в нашу сторону, когда над миром поднялся ядерный гриб. Люди идут на войну, чтобы жертвовать. Они идут вовсе не убивать — как многие ошибочно думают. Они идут, чтобы быть убитыми, чтобы рискнуть своей плотью, оказавшись на пути разрушения.

Самопожертвование — вот ответ на извечный спор о войне и мире. Мы располагаем мнением философов и теологов о том, что человек может сражаться только в справедливой войне. Еще у нас есть древняя церковная мудрость, указывающая на то, что не в силах человеческих установить истинность своего дела. Человек обязан, если верит в правоту своего предводителя, безоговорочно подчиняться ему и помогать с оружием в руках.

Но есть люди, говорящие: «Это безволие. Я не могу убивать, опираясь на казуистику. Я должен точно знать, что мое дело правое. Я буду всегда сражаться, чтобы защитить мою страну против вторжения противника, чтобы подавить агрессию или сбросить тирана. Но я должен знать, что это действительно так, и, применяя к моему случаю ваше собственное утверждение о невозможности знать точно, я могу заявить, причем моя логика столь же убедительна, как и ваша: я не хочу проливать кровь своих братьев, поэтому я не пойду».

Но что такое самопожертвование? «Не кровь твоего брата, моего друга — твоя кровь».

Поэтому женщины рыдают, провожая своих мужчин на войну. Они не плачут об их жертвах, они плачут о них как о жертвах. Вот почему с древности прозорливое человечество придумало веселые песни и громогласные оркестры, которые играют на проводах, чтобы укрепить их сжимающиеся от страха сердца, а вовсе не чтобы усилить в них жажду крови. Вот почему нет славной жизни, а существует только славная смерть. Герои становятся изменниками, воины стареют и становятся мягкими и сентиментальными, и только жертва остается неизменной. Самопожертвование вечно.

Той Жертве, символ которой реет над миром два тысячелетия и рядом с которой в наше время встают другие, я возношу молитву и свое искреннее раскаяние. Я, всегда бывший довольно-таки непочтительным и совершенно не религиозным человеком, сегодня молюсь во имя живых — Хохотуна, Здоровяка и Бегуна, от имени Гладколицего, Джентльмена, Эймиша и Пня, Плюща и Большого Кино, а также всех тех, кто подвергался суровым испытаниям в джунглях и на морских берегах от Аицио до Нормандии. Я молюсь во имя павших — Техасца, Резерфорда, Цыпленка, Громкого Рта, об Артисте и Белом Человеке, Сувенире и Рысаке, Дредноуте и Коммандо — о них и о многих других. Великий Боже, прости нам то ужасное облако" (с).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Люди не перестают меня удивлять своими странностями. Вот та самая пресловутая Женевская конвенция, которую так любят поминать в спорах о ВМВ и…

  • (no subject)

    В прошлые выходные я сходила в кино на распиливание пилой и взрыв головы. Теперь у меня в планах на выходные: а)война и нацистский концлагерь; б)…

  • (no subject)

    Посмотрела один фильм на тему ВМВ и, честно говорю, получила большое потрясение, много мыслей на подумать и все такое. Что интересно – фильм…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments