Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Category:

О хороших людях и добрых делах

Ладно, хватит всяких ужасов, давайте поговорим о хорошем. Вот чего мне в фильме не хватало - это "обратной стороны медали", активно-хороших людей с обеих сторон конфликта, а не просто злобно-садистов и пассивно-страдающих (не, оно даже концептуально получилось, я об этом говорила, но все-таки не слишком правдоподобно). И хорошие люди и добрые дела в жизни, конечно, были! В книге этому уделено немало места, и это понятно: нельзя было допустить однобокости в таком деликатном вопросе.

Пленные постоянно помогали друг другу. Нет, защищать друг друга они не могли (я ниже говорила, почему), но помогать - помогали. Прежде всего это касалось еды. Люди, которые находились "при кухне", помогали едой всем, кому могли. Луи и Филу, которые после дрейфа на плоту были в очень плохом состоянии даже на фоне остальных не слишком сытых военнопленных, помогали довольно активно, думаю, без этого они бы могли и умереть. Их постоянно подкармливали, чем могли.

Потом, в Омори, где заключенные работали на почтовых сортировочных станциях, они тоже тащили оттуда еду из посылок (а если не могли пронести, то ели и пили прямо на месте, пьяным товарищи помогали, чтобы те не вывалились из строя и не обнаружили свое состояние перед охраной, это, должно быть, выглядело довольно забавно). Этой едой делились со всеми остальными, хотя и не всей, по негласному закону четверть поступала "в общак". Говорится, что когда эту дележку наладили, люди стали умирать намного реже. С другой стороны, это вам не полный коммунизм, люди есть люди, и те, кому удавалось принести побольше, начинали обменивать "товары на услуги", причем довольно дорого (как монополисты). Для них даже стирали за еду. С одной стороны, эта система достойна удивления (люди от голода что только не делают, всякие жуткие вещи, а тут такой альтруизм). С другой стороны, думаю, все не настолько удивительно: за отступления от "негласного закона" свои же могли и побить. Да и убить даже, почему нет. Вот так все и держалось: и на страхе, и на совести. Но все же - когда я читала всякие рассказы о голоде, то люди обычно не слишком боятся какого-то вреда для здоровья или даже смерти, если речь идет о еде. Значит, здесь играло много других факторов, что говорит о здоровом моральном духе.

Еще пленные занимались саботажем на рабочих местах: портили все, что могли. Неправильно собирали моторы. Портили и неправильно сортировали посылки. Потопили две баржи, якобы случайно (бросали груз намеренно небрежно). Даже один раз пустили под откос целый железнодорожный состав (по счастью, это так ловко у них получилось, что японцы подумали на случайность и никто из пленных не пострадал).

Удивительно, но нет ни одного свидетельства о каких-то дурных поступках. Можно, конечно, решить, что рассказывающие посчитали ненужным выносить сор из избы. С другой стороны, как-то не особо верится, что ничего такого не всплыло бы ни разу. Может, дело в чем-то другом? Например, почему нет доносительства (отбросим в сторону идейно недоносящих и несотрудничающих, с ними все и так ясно) - а просто потому, что общение с японцами очень затруднено . Языка обычно не знали ни те, ни другие, общались через переводчиков (кроме простых фраз, но для доноса знание языка должно быть достаточно неплохое). Переводчик - уже третье звено, трудно сохранить тайну, вот и не доносили ничего, даже если кто и хотел. С другой стороны, тут же затруднена и вербовка этих самых доносчиков, по той же причине. Культуры слишком разные, поэтому трудно сотрудничать хоть в чем-то, идет сугубое разделение (допустим, у русских с немцами разница культур и менталитета намного меньше). Потом еще есть некая однородность состава военнопленных. Тут нет "разлагающего влияния" уголовников (что было в ГУЛАГе, допустим). Потом, солдаты - это не то чтобы одинаковые люди, но все же похожие по складу ума и характера. И взаимовыручка у них развита, без этого в армии никак. Да и, как я уже говорила, свои же и прибьют, а никому это не интересно.

В общем, как-то так, хотя я не настаиваю на точности своих выводов. Возможно, и правда, плохое просто не вспоминали.

А вот еще интересный факт: уже в самом конце войны, когда в самой Японии царил голод, пленные, насмотревшись на исхудавших и слабых от голода детей и женщин в деревнях, перестали там воровать еду сами. По-моему, очень достойное поведение.


Теперь о хороших людях с другой стороны конфликта. Разумеется, при всей жесткости культурных установок и обстановки в целом среди японцев нормальные и порядочные люди очень даже были (ну, не орки же они, в самом деле). Да, даже среди тех совсем не "сливок общества", которые обычно собираются в таких местах, как концлагеря, ибо какой нормальный человек туда добровольно пойдет? Были просто не жестокие люди, которые не находили удовольствия в том, чтобы заставлять страдать беззащитных людей, которые находятся в их власти, и они не пользовались своим положением. Были и активно добрые: кто-то просто выполнял положенное (то есть сам не воровал и не давал растаскивать еду и одежду, которая должна была идти на военнопленных), кто-то делился своей едой и другими вещами, кто-то пытался пленных защитить или облегчить их участь (о принце Токугава я уже говорила, он был искренне возмущен беспределом и, видимо, по его указанию, в Омори на место Птицы прибыл вполне приличный человек, который изрядно улучшил обстановку). Были врачи, которые лечили больных и помогали им. Бывала помощь и со стороны простых охранников или других работников лагеря. Были те, кто пытался возмутиться жестокостью Птицы, правда, это особо ни к чему не приводило, потому что ему потворствовал начальник лагеря. А еще приводится такой случай: одного пленного избивали в камере, добиваясь выдачи каких-то военных сведений. Потом охранники вышли, оставив только одного и велев ему продолжать. Тому, видимо, роль палача по душе не пришлась и он сделал следующее: велел пленному кричать, как раньше, а сам стал бить не его, а стены и пол, чтобы удары были слышны.

В Омори был переводчик Юкичи Кано, который вообще активно помогал пленным: давал им еду из посылок, приносил одеяла и уголь, отвлекал охрану, когда пленные делали что-то недозволенное, находил несложную работу для обессилевших и больных и т.д. и т.п. Кстати, интересно - переводчик. Значит, как-то проник в чужую культуру и понял ее, оттого, может, и сочувствие появилось. Вообще это был хороший и добрый человек, а вот в жизни ему повезло куда меньше, чем садисту Ватанабе. После войны его посадили в тюрьму и из-за всеобщей неразберихи и путаницы в именах пытались навесить преступления совсем других людей. К счастью, с этим разобрались, тем более, что бывшие военнопленные активно писали письма и давали показания в его защиту. Потом этот деликатный человек не пытался связаться со своими друзьями (тут - настоящими друзьями) - бывшими пленными, потому что не хотел им напоминать "о плохих временах". Он не снискал ни богатства, ни каких-то почестей от соотечественников и довольно рано умер от рака.

Да, так что такие вещи очень поднимают дух. Отрадно сознавать, что люди остаются людьми в самых чрезвычайных обстоятельствах.
Tags: Несломленный
Subscribe

  • Последние времена

    Последние времена настают.  Вот, правда, последние. Ишь, чего удумали - охотиться они больше не хотят! Копье метать не умеют! Из лука стреляют…

  • Всемирная пандемия глупости

    На работе - сотрудница уверяет, что "коронавирус придумали, чтобы сократить население Земли". Мама уверяет, что подростков будут прививать и у них…

  • (no subject)

    Температура еще есть (38), но чувствую себя намного лучше, слабость почти ушла. Ночь прошла нормально.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments