Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Categories:

"Но какие выживают, те до старости живут!" "Несломленный", военная драма

Продолжаю знакомиться с продукцией современного кинопрома. Вот поди ж ты, то я несколько лет смотрела, максимум, по одному-два фильма в год, а тут меня пробило на уже три фильма плюс два телесериала (хотя и коротких).

На сей раз у нас тут военная драма "Несломленный". Что делать, люблю пафосные превозмогания, особенно, если герои симпатичные :) А это уж Голливут обеспечивает неплохо :))

Что самое интересное - фильм снят про реального человека и по реальным событиям. Сам прототип главгероя одобрил сценарий (хотя фильм снят недавно, но этот человек прожил 97 лет (!)). NB: актер в гриме похож на прототип и тот был в молодости весьма симпатичным.

Жил-был в Америке один паренек, сын итальянцев-иммигрантов, которого соседские мальчишки звали "макаронником" и били впятером на одного. Конечно, по этой причине он постоянно дрался и был на плохом счету (а еще покуривал и попивал). Но, к счастью, у него были здоровые ноги и легкие, а еще у него был старший брат, который сказал: "Хватит валять дурака, лучше займись спортом". Парень и занялся - бегом. Как в старых советских фильмах, эти занятия заставили его взяться за ум. Да и так он взялся, что попал аж в олимпийскую сборную по бегу. Олимпиаду он не выиграл, но бежал очень хорошо для такого молодого человека (и обогнал другого американца, в прошлом олимпийского чемпиона), поставил рекорд для бегунов до 20 лет и этот рекорд продержался очень долго. Короче, стал всеамериканской знаменитостью.

А на дворе стоял 1936 год. Олимпиада в Германии. Кстати, в жизни Гитлер пригласил прототипа нашего ГГ в свою ложу и с ним беседовал (этот момент в фильме не показан, а жаль).

В общем, как вы понимаете, довольно скоро Гитлер превратился из радушного хозяина Олимпиады в "Черного Врага Мира" и наш главгерой вместо Олимпиады-1940 в Токио (которую отменили) попилил на войну в качестве летчика-бомбардира. Воевал с Японией. Во время "спасательной операции" по поиску других пропавших летчиков у старого самолета отказали двигатели и он упал в море (да-да, не только русские воевали на всякой рухляди). Из пяти летчиков выжили трое (в том числе ГГ) и теперь их самих надо было спасать.

Еще где-то треть фильма герои дрейфуют по морю, страдают от жажды-голода-жары. Дрейфовали аж 47 дней (!) с какими-то минимальными припасами, ловили птиц и рыбу (один раз очень ловко поймали акулу), пили дождевую воду. Очень реалистично показано, что происходит с людьми в таких условиях: ожоги от солнца, сильная худоба и общее измождение. Один из летчиков так и умер, и его похоронили в океане.

Наконец, на наших злосчастных дрейфовальщиков наткнулись люди, но то были и хорошие новости, и плохие. Потому что наткнулись японцы.

А на дворе 1943 год. До конца войны еще почти два года, а проявлять милосердие к врагам не очень жалостливые по натуре японцы вообще не собираются. Да еще, как назло, нашего главгероя невзлюбил (или наоборот, слишком полюбил :)) начальник лагеря по прозвищу "Птица" и начал его бить палкой и всячески измываться, перемежая это веселое дело задушевными разговорами (кстати, любопытно, ГГ своему антагонисту ни разу не отвечает, молчит и злобно зыркает, показывая всем выражением лица как этот чувак ему осточертел уже, точь-в-точь девушка, не имеющая возможности послать назойливого ухажера, ну да, пошлешь тут – сразу же расстреляют или, в лучшем случае, до полусмерти изобьют). При этом японец дает противоречивые указания "смотри мне в глаза", а когда ГГ смотрит, бьет его "не смей смотреть на меня". Я уже, несколько напрягшись, ждала тех самых... э-э-э... нетрадиционных поползновений, которые меня так потрясли недавно, но, к счастью, ничего подобного, это, похоже, было лишь нормальное желание поиздеваться над беззащитным, да еще и знаменитостью (ну ладно, "нормальное" - это был сарказм :)). Японцы-таки знали имя и чем прославился наш ГГ и опять же, все это абсолютная правда, в реальности было примерно то же самое, что подтверждается не только самим героем, но и другими свидетелями. А начальник лагеря реально был садист и ему нравилось бить людей просто так, в чем позднее он признавался сам. Кстати, в фильме его играет молодой-красивый, немного женственный, японец, что не соответствует действительности: на самом деле это был дядя постарше и не такой кукольной внешности (хотя и не урод, просто обычный).

Ну, конечно, не обошлось без попытки перевербовать. ГГ везут в Токио, дают возможность на радиопередаче передать привет родным в США (на родине его считали убитым, что и передали семье). После выступления предлагают прочитать другой текст, чтобы всячески очернить Америку. От этого ГГ гордо отказывается, после чего его возвращают в лагерь на радость "Птице" (интересен контраст между Токио с нарядными женщинами и ресторанами и безрадостной картиной концлагеря с голой землей без зелени и вот прямо видно, как лицо ГГ вытягивается при последней картине, хотя он и сам выбрал).

Тут следует довольно сильная сцена. "Птица" решает не утруждаться сам и не утруждать подчиненных, а устраивает спектакль в духе "я такой плохой, что буду вас всех ломать морально". В общем, заключенным предлагается выбор: либо всем по очереди дать по морде нашему ГГ (который, гад эдакий, не согласился на предательство), либо смотреть, как забьют палками до смерти другого заключенного, который провинился тем, что тайком срисовывал военные карты. После некоторого колебания все соглашаются на первый вариант. Наш ГГ благородно подбадривает колеблющихся дать ему в морду и с полудня до самых сумерек бедолагу весьма изрядно разукрашивают во все оттенки красного.

Но ГГ попался живучий и даже после этого и целой ночи валяния на голой земле поправился. "Птице" дали повышение и он уехал, после чего все вздохнули с облегчением.

Однако на этом мытарства ГГ не закончились. Союзники подступают все ближе, но война еще не окончена. Заключенных переводят в другой лагерь, горный. Интересны сцены дороги, где пленные американцы видят результаты бомбежек и мертвых японцев-гражданских на улицах. Радости им это явно не доставило.

Когда ГГ сотоварищи увидели начальника нового лагеря, то изрядно затосковали с выражением лиц «Шо, опять?!», а ГГ вообще чуть в обморок не свалился (реально, он именно падает и товарищ его поднимает). Потому что это был опять наш старый знакомый "Птица" (и это, опять же, так и было в реальности! Такое вот совпадение).

Здесь заключенных заставляют работать, разгружать баржи с углем. Это превращает их в живописно чумазых и оборванных угольщиков (правда, все равно гладко выбритых и лишь с немного растрепанными прическами. Ну ладно, ладно, простим эту условность, честно говоря, я бы тоже не хотела смотреть на толпу нечесано-бородатых мужиков. Зато шатаются и горбятся они вполне реалистично). Измывательства продолжаются, ГГ то специально в спину пихнут, что он с лестницы свалится, то дадут по уху палкой, в конце концов бедолага уже ходит еле-еле, шатаясь и останавливаясь, да и остальные немногим лучше.

Опять довольно сильная сцена. Остановив работу, "Птица" злорадно сообщает, что президент Рузвельт умер. Один из заключенных от горя и страха падает на колени и рыдает, до того его подкосило это известие. Вообще, несмотря на явную победу союзников, никто спастись не надеется, все думают, что их под конец попросту расстреляют.

Ну и тут у нас кульминация и самая сильная сцена фильма. Заметив остановившегося ГГ, "Птица" подходит и отводит ГГ в сторону. Приказывает поднять большое бревно. С большим трудом ГГ это выполняет. "Птица" приказывает держать бревно над головой, а в случае, если ГГ его уронит, обещает его пристрелить. Бедолага из последних сил держит-держит-держит-держит... держит... и еще держит... все останавливаются, затаив дыхание, он держит... Тут у ГГ открывается второе дыхание и он орет. В духе "ты меня не сломал, я борюсь и не сдаюсь". Но без слов, чисто ором, жестами и мимикой это показывает. И сам "Птица" отводит взгляд, пугается и приказывает "не смотри на меня, не смотри на меня". И явно теряет лицо. Ну, правда, это не мешает ему снова ГГ зверски избить, после чего ГГ опять лежит всю ночь на голой земле. (Опять же, это самое держание бревна было в реале, хотя, надо полагать, не такое пафосное. И продержал он его 37 минут. Ну, сделали из эпизода конфетку, браво, молодцы).

Это почти конец. Союзники уже победили и всех пленных собираются пустить в расход, ведут к какой-то речке (видимо, чтобы с трупами не возиться, сразу смоет), но тут на радость уже почти распрощавшимся с жизнью американцев прилетает американский самолет, их заметили, ура, все спасены (японцы, похоже, разбегаются, Птица, по крайней мере, точно сбежал). Дальше уже только возвращение домой и немножко информации о дальнейшей жизни героев.

Что еще из интересных сцен. Сцена в начале, с избиением мальчишками, явно перекликается со сценами избиения в концлагере. Вот-вот, из этих мальчишек и может вырасти такое, как товарищ Птица.

Во время Олимпиады американская сборная стоит рядом с японской и ГГ с улыбкой переглядывается с одним японцем. Да уж, потом, наверное, думал «век бы эти рожи не видать».

В конце, когда самолет сбрасывает бывшим пленным гуманитарку, там есть и журналы. В одном из них мы видим картинку атомного гриба, что, как бы, намекает…

В сцене «самодеятельного спектакля» в лагере (единственная сцена во второй половине фильма, которая обнаруживает юмор) есть пасхалка. Один из актеров (они здесь представляют «Золушку») говорит о «принце Хилленбранде», а «Хилленбранд» - это фамилия женщины-автора книги, которая легла в основу сценария, так-то.

Судьба типа «все шишки на бедного Макара». И крушение, и долгий дрейф в море (от чего одного можно умом тронуться), и два года плена с постоянными избиениями, и пристальное внимание садиста. Остается только удивляться, как человек с ума не сошел и прожил потом так долго, и даже под конец жизни сохранил ясный ум.

Да, а теперь пару слов о режиссере. Как вы думаете, кто может почти два часа крупными планами мучить симпатичного мужика, почти не давая ему передышек? Конечно же, женщина! :) И, кстати, ни за что не догадаетесь, какая. Анджели Джоли, не только актриса, но и сценарист с режиссером. О, как, не ожидала. Ну, еще братья Коэны отметились.

Теперь о смысле фильма… Насколько я поняла замысел Анджелины с Коэнами, они хотели показать именно внутреннюю стойкость ГГ. Смотри название. Он во второй половине очень мало говорит, а выражает все в основном мимикой, и очень неплохо выражает. То есть вот человека бьют-бьют, голодом морят, заставляют тяжело работать, а он не сдается. И не только не соглашается на предательство, но и вообще сохраняет в себе человеческое, в том числе желание жить и жить достойно. Вот и фильм об этом. А насчет прощения, о чем в конце сказано, и которое было на самом деле – это уже немного другое.

Короче, если кого не смущает кровь в кадре и как людей бьют по морде, рекомендую посмотреть.
Subscribe

  • Перевод из "Природы Средиземья"

    Смерть Этот машинописный текст занимает пять оборотных страниц экзаменационных работ кандидатов из Университетского колледжа Корк, Ирландия, где…

  • (no subject)

    На холиварке встретила удивительное: "Увы, натренировать высотную выносливость толком нельзя, поэтому умные люди, забираясь на высоту, делают это с…

  • (no subject)

    Прочитала про Гитлера и Габсбургов, весьма интересно. Не подозревала, что у них были такие запутанные взаимоотношения... Детей эрцгерцога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments