Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Categories:

Походы викингов

Прочитала только что книгу «Походы викингов» Стриннгольма. Очень даже интересно. Рекомендую всем интересующимся средневековой Скандинавией. Хотя книга и написана 150 лет назад, но (если верить современному предисловию) не так уж сильно отличается от нынешних представлений о той эпохе. В книге есть и современный комментарий, который исправляет и дополняет автора.
Очень хорошо смотрится в первой половине книги обзор всех походов викингов. Я, конечно, уже многое из этого знала и раньше, но когда все собрано в кучу – возникает совсем другая картина.
Из того что запомнилось: автор, например, считает, что новгородское вече и вообще свободолюбивый дух новгородцев – наследие варягов. (Некоторый удар по патриотизму – оказывается, даже здесь заслуга отнюдь не древних славян). Точно так же и все победоносные походы и войны (к Царьграду, например) – все это было сделано только под влиянием князей варяжского происхождения и именно они из толпы славян сделали приличное войско. Впрочем, лично меня это не слишком задевает. Чего уж тут ожидать, если даже имя собственное – русские – мы позаимствовали тоже от варягов.
Еще интересно – про детей. Оказывается в скандинавских языках (как и в родственном английском тоже) «я родился» звучит дословно как «я был принесен» (сравните в английском «I was born»). Я раньше думала, что это, типа, такое иносказание, вроде того, что «был принесен в этот мир» или что-то такое. Оказывается – ни фига подобного! Выражение берет начало в древнем обычае: ребенка приносили и клали перед отцом (ну или перед старшим родичем-мужчиной, если отца не было). Если он его поливал водой (о, некий аналог крещения получается – хотя обычай возник, естественно, еще в языческие времена) – значит, принимал в род, ребенку давали имя и растили. Если нет – ребенка уносили и убивали (или просто оставляли где-нибудь в лесу на голодную смерть). Кстати, в Исландии, если рождалось слишком много детей (больше, чем мог прокормить остров) их просто подкидывали (то есть оставляли на смерть в лесу). Эдакий довольно жестокий регулятор рождаемости. Поэтому там в древности совсем не было нищих и голодных. Когда появилось христианство, церковь, конечно же, запретила этот обычай. Как следствие – нищие и голодные появились. 
Еще оказывается, что в потере Исландией независимости весьма большую роль сыграл Снорри Стурлусон (да, да, тот самый автор «Младшей Эдды»). Вот уж не знала, что он был такой активный политик (и кстати, смерть его была насильственной).
Ну и конечно, такой маньяк-толкинист, как я не мог пропустить некоторых моментов. Например, в одной из цитируемых саг есть такое место: некоего героя на пиру оскорбляет другой. Оскорбленный бросает в него кубок и убивает, а потом бежит от суда короля. Узнали? Между прочим, в ранних версиях истории Турина (например, в Серых Анналах) он убивает оскорбившего его эльфа кубком сразу. Красочный эпизод погони голышом по лесу был добавлен Профессором позже. Есть и еще кое-какие совпадения, впрочем, уже не столь интересные и всем известные, поэтому я не буду их приводить (про похороны в лодках, про кольца и т.д.). А уж когда автор говорит об «Инглинга-саге» все время вспоминаются «Инклинги». Впрочем, зная сильное увлечение Профессора скандинавскими сагами, я этому всему нисколько не удивляюсь.
Subscribe

  • «Белый тигр» (Россия) vs «Ярость» (США) - два фильма про танки и их экипажи.

    Специально просмотрела два фильма один за другим, чтобы сравнить. Понравились оба – но по-разному и за разное. Итак, поехали. «Белый тигр» - фильм…

  • (no subject)

    Ну, вы, может, видели, в современных фильмах-экшенах, кроме того, что стараются сделать покровавее, так еще обязательно кого-нибудь да разденут.…

  • (no subject)

    Посмотрела фильм «Девятаев». Честно говоря, увиденным довольна. После воплей в Инете ожидала чего-то худшего, а оказалось, все вполне достойно. Итак,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments