Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Category:

Доклад с Вескона. Часть 1 "Авари"

Авари и нандор: история и участие в истории других народов

Авари

История авари начинается с того, что они не ответили на призыв Оромэ уйти в Валинор. Само их имя означает «непожелавшие» (непожелавшие уйти в Валинор). Само это слово образовано от слова «ава», что означает «не». Название «авари» - название на квэнья, то есть так назвали это племя другие, не сами авари (телеринская форма слова – «абари»). Используется также название «аваманьяр», что переводится как «непожелавшие уйти в Аман». Интересен еще один вариант перевода названия «авари»: «форма *абар должна означать «бунтарь, один из тех, кто отказывается поступать так, как советуют или приказывают»» (c) «Квэнди и эльдар» . Авари относились к «мориквэнди», «темным эльфам», которые не видели света Амана. И с самого начала это понятие несло оттенок презрения, подразумевая, что такой народ не был свободен от теней Мелькора над Средиземьем. Сами же авари называют себя «квэнди», точнее, формами, производными от этого первоначального слова на «примитивном эльдарине». Аваринскими формами, которые упоминают мудрецы, были: кинди (kindi), куинд (cuind), хвенти (hwenti), виндан (windan), кинн-лаи (kinn-lai), пенни (penni). Все это – слова из различных аваринских диалектов, которые сильно отличались друг от друга (и это единственные слова, которые известны нам из аварина). Интересно, что авари считали ушедших на запад «предателями», и только себя – настоящими «квэнди». Таким образом, мы видим, что обе ветви эльфийского народа: эльдар, выступившие в Великий Поход (хотя не все из них дошли до Амана), и авари, оставшиеся в Средиземье, презирали друг друга и каждый считал, что именно он поступил правильно. Эта неприязнь сыграла в будущем неблагоприятную роль в истории Белерианда, как будет видно позднее.

В «Анналах Амана» мы узнаем имена первых вождей авари – Морве и Нурве, а также причину, по которой они отказались уйти в Аман: «Они обитали далее всего от вод Куивиэнен и бродили средь холмов, и не видели Оромэ в первый его приход, а потому валар были для них не более, чем смутные образы и легенды о гневе и мощи в дни войны с Мелькором. И, быть может, ложь Мелькора об Оромэ и Нахаре жила еще меж них, и они боялись Оромэ как демона, что пожрет их». (с) «Анналы Амана».

Интересно, что призыв эльфов в Валинор несколько раз называется ошибкой Валар: «В этом призыве многие видели причину бедствий, что случились позже, считая, что Валар ошиблись и ушли в сторону от намерений Илуватара, хоть и с благой целью». (с) «Квэнта Сильмариллион». Можно было бы подумать, что решение авари – это «благое решение» и они должны играть «благую роль» в истории Средиземья, однако, это не совсем так, как можно будет увидеть позже.

С самого начала эльфы делились на три рода – ваньяр, нолдор и тэлери (или, точнее, как они назывались изначально: «миньяр» - «первые», «татьяр» - «вторые» и «нельяр» - «третьи»). Далее я буду называть Три Народа более привычными именами: ваньяр, нолдор и тэлери. Из ваньяр никто не отказался от призыва Валар, из нолдор остаться решила ровно половина, а из тэлери – треть. Но поскольку тэлери были самым многочисленным народом, то количество их и нолдор, оставшихся у Куйвиэнен, было одинаковым. Таким образом, авари наполовину состояли из нолдор, а наполовину из тэлери. Интересно, что «Тэлери больше остальных не хотели оставлять свои дома на берегу озера; но они были очень сплоченными и сознавали особое единство их Рода (каким они продолжали быть), так что, когда стало ясно, что их вожди Эльвэ и Ольвэ решили уйти и за ними многие последуют, немало тех, кто поначалу присоединился к авари, перешли к эльдар, чтобы не отделяться от своей родни. Нолдор утверждали, что большинство «тэлери» в глубине души были авари и что только эглайн (то есть те, кто искал Тингола) действительно сожалели о том, что их оставили в Белерианде». (с) «Квэнди и Эльдар»

«Насколько описательные родовые названия «ванья», «нголодо» и «Линда» сохранились среди авари неизвестно; но о существовании старых родов помнили, и по-прежнему признавалось особое родство между теми, кто был из одного и того же рода, неважно, ушли они или остались» (с). «Квэнди и эльдар»

Итак, авари остались у Куйвиэнен и долго жили там. Неизвестно, оставались ли поселения у Куйвиэнен до каких-то уже исторических времен, но явно и однозначно, что авари жили не только у Вод Пробуждения, а стали расселяться по всему востоку (не переходя, за редким исключением, горы Эред Луин). Судя по наличию сразу двух вождей, авари изначально делились на два племени (видимо, авари-нолдор и авари-тэлери). Авари жили в лесу небольшими поселениями, о каких-то их городах и крепостях нам неизвестно и, скорее всего, во времена Предначальной и Первой Эпохи их и не было. Известно, что часть авари жила в долинах реки Андуин и в Эриадоре.

Вернемся в истории авари немного назад. Еще до появления Оромэ Мелькор посылал к пробудившимся квэнди разных злых духов, а также распространял слухи, чтобы эльфы боялись страшного Всадника. Некоторые предания говорят, что и сам Мелькор появлялся в окрестностях Куйвиэнен в виде Черного Всадника, и тех эльфов, с которыми он сталкивался близко, больше не видели. Позже говорится о том, что «всех тех квенди, что попали в руки Мелькора прежде чем Утумно была разрушена, он заточил там и медленно, колдовством жестоким и ужасным, извратил и поработил. Так из зависти к эльдар и в насмешку над ними, кому они после были злейшими врагами, Мелькор вывел отвратительное племя оркор». А также «говорят, что орки воистину в начале своем были из самих квенди, племя несчастных авари, обманутые, а затем плененные Морготом и так порабощенные им и погубленные совершенно. Ибо со времени Айнулиндалэ Мелькор никогда не мог сам сотворить что-либо, обладавшее жизнью или подобием жизни, и еще менее — после своего вероломства в Валиноре и полноты своего падения» (с) «Анналы Амана»

Таким образом, эльфы были уверены что орки – это «искаженные авари», «обратившиеся ко злу и одичавшие в глуши». Эта страшная и отвратительная страница в истории авари. И это в дальнейшем тоже повлияло на их взаимоотношения с другими народами.

Итак, возвратимся ко временам расселения авари по землям за Эред Луин. Куйвиэнен не обозначено ни на одной из карт, а авари не оставили следов крупных поселений (как уже было сказано выше). Поначалу авари было не так уж мало, но неясно насколько они смогли умножиться в опасном мире востока Средиземья, где бесконтрольно хозяйничали слуги Мелькора. Однако когда Мелькор был еще в Валиноре, авари, надо полагать жили не так уж плохо и путешествовали по миру под звездами, расселяясь все шире. Интересно, что о нандор сказано, что они не знали металлов. Правильным ли будет предположить, что металлов в начале своей истории не знали и авари? Мне кажется, да. Но, вероятно, потом, из общения с гномами, авари металлы все же узнали.

Итак, вернемся к истории авари. Когда Мелькор вернулся, то его слуги оживились и тогда «авари начали пробираться в Белерианд малыми и тайными группами с Юга». (с) «Квэнди и эльдар». Авари редко присоединялись к синдар, обычно они «оставались скрытными, враждебными к эльдар и ненадежными; и жили в скрытых местах в густых лесах или в пещерах» (с) «Квэнди и эльдар» Синдар называли одного из авари «морбен» или «морнэдель» (Интересно, что название «морбен» было не слишком почетным, оно указывало на «затемнение» этим словом потом называли, например, вастаков. Поэтому назвать кого-то «морбен» могло обозначать оскорбление). Жили эти авари в Оссирианде или Дориате.

Об истории авари на востоке в Первую Эпоху можно сказать лишь то, что они первыми из эльфов встретились с пробудившимися людьми, и «…некоторые из авари были дружелюбны к людям, но большинство сторонилось или было враждебно (согласно преданиям людей)» (с) «Квэнди и эльдар». Однако именно авари были «первыми учителями» людей, именно от них люди переняли язык (и потому он был схож с синдарином). Именно благодаря учению у авари люди «облагородились» и стали враждебны Морготу и его слугам. Таким образом, здесь авари сыграли положительную роль в истории Средиземья.

Здесь я перехожу от истории авари на востоке (о которой все равно больше ничего не известно), к их истории в Белерианде (правда, о ней известно тоже очень немного). Но несколько интересных фактов и один весьма примечательный персонаж из авари у нас еще есть.

Итак, как я уже говорила, авари частично переселились в Белерианд. Примерно в это же время в Белерианд пришли и нолдор. Интересно, что у авари деление на «нолдор» и «тэлери» все еще существовало, и «первые авари, которых эльдар вновь встретили в Белерианде, кажется, утверждали, что происходили из нолдор, и признавали свое родство с Изгнанниками, хотя нет записей об использовании ими названия нолдо в какой-либо узнаваемой форме аварина. Как ни странно, они были недружелюбны к нолдор и завидовали своим более высоким родичам, которых обвиняли в надменности.

Частично эта неприязнь была вызвана горечью Спора до того, как начался Поход, и, без сомнения, впоследствии возросла из-за козней Моргота; но также она проливает свет на темперамент нолдор в общем и Феанора в частности. Более того, тэлери со своей стороны утверждали, что большинство нолдор в Амане в глубине души были авари и возвратились в Средиземье, когда осознали свою ошибку; они нуждались в месте для ссор. Линдаринские представители западных авари, напротив, были дружелюбны к эльдар и желали учиться у них; и настолько близким было чувство родства между остатками синдар, нандор и линдаринскими авари, что позднее в Эриадоре и долине Андуина они часто сливались в единый народ». (с) «Квэнди и эльдар» Таким образом, мы видим, что одновременно и нолдор, и тэлери (как было сказано выше), обвиняли друг друга в том, что они «в душе – авари», а это означало ненадежность, враждебность, стремление к расколу и даже предательство. Что, разумеется, не способствовало дружескому добрососедству. Впрочем, полагаю, таковых «обвинителей» было немного с обеих сторон и достаточно часто синдар и нолдор жили по соседству, дружили и общались друг с другом, и даже смешивались в единый народ (как произошло в Хитлуме и Неврасте, например).

Несмотря на враждебность к эльдар, авари (как и другие эльфы) «никогда не вставали на сторону Моргота по своей воле, хотя под пытками или давлением великого страха или, будучи обмануты, они могли повиноваться его повелениям: но это относилось также и к келбин (калаквэнди). «Темные эльфы», однако, часто были недружелюбны или даже вероломны в делах с синдар и нолдор; и, если они сражались, как делали, когда сами были атакованы орками, то никогда в открытую не выступали в Войне на стороне калаквэнди. Кажется, они были наполнены унаследованной ожесточенностью против эльдар, коих они считали предателями своей родни, и в Белерианде это чувство было усилено завистью к ним (особенно к аманьяр) и возмущением их надменностью. Мнение келбин, что, по крайней мере, они были слабее в сопротивлении давлению и лжи Моргота, если эта обида была затронута, возможно, было справедливым». (с) «Квэнди и эльдар»

Таким образом, мы видим, что авари считались (и были) эльфами не только более невежественными и менее умелыми, чем нолдор Валинора или синдар, но и еще более «затемненными», подверженными давлению Моргота и его лжи.

Здесь я перехожу к единственному эльфу из авари, который нам известен по имени (известна и его история). Это Эол Темный Эльф (по тексту «Квэнди и эльдар» он принадлежал именно к авари). Эол был морнэдель и, как говорят, принадлежал ко Второму Роду (представителями которого среди эльдар были нолдор). Можно вспомнить о том, что Эол был «родичем Тингола» и таким образом, не мог происходить от авари. Это, однако, спорное утверждение. Во-первых, не совсем ясно, как он вообще мог оказаться родичем Тингола, если родословная Тингола и его брата Эльмо нам вполне известна. Но, предположим, что существовали некие «неучтенные родственники» (особенно по женской линии), которые в этой генеалогии не упомянуты. Но ведь даже при этом Эол вполне мог происходить и от авари тоже! Например, его отец мог быть одним из авари (которые пришли в Белерианд с востока), а мать – происходить из родни Тингола. И тогда все противоречия версий происхождения Эола устраняются (этому нет подтверждения в текстах, это лишь мое допущение, снимающие противоречие разных версий). Интересно, что только у Эола есть прозвище «Темный эльф», хотя «темными эльфами», мориквэнди, называли вообще всех эльфов, не видевших света Амана. Прозвище, однако, могло быть дано именно потому что Эол происходил из авари, а также потому, что он был мрачного нрава и носил черные доспехи из гальворна. Поначалу Эол жил в самом Дориате (вероятно, он был сыном одного из авари, пришедших в Белерианд и поселившихся под защитой Тингола). И в те времена он отличался нелюдимостью и свободолюбием. Именно последнее его качество и повлияло на его судьбу. Когда Мелиан установила свою Завесу, Эол был возмущен тем, что его передвижения ограничены, что теперь он вынужден жить на одном месте (пусть даже Дориат и был обширным королевством). Для Эола свобода была важнее защищенности, он желал жить по своей воле, даже если это было опасно. Эол решил уйти из Дориата. Своим новым местом жительства он выбрал Нан Эльмот, лес у границ Дориата, но за пределами Завесы. Нан Эльмот был лесом с очень высокими и густыми деревьями, куда никогда не проникало солнце. Эол не любил солнца, он предпочитал звездные сумерки (что еще раз указывает на его происхождение из авари). Эол подарил Тинголу свой меч Англахель искусной работы, и Тингол взамен дал ему дозволение жить в Нан Эльмоте.

Итак, теперь Эол жил в Нан Эльмоте вместе с немногочисленными слугами (неясно, какого происхождения были эти слуги – может быть, тоже авари? Или это были нандор, недалеко от авари ушедшие). «Эол был великим кузнецом, особенно в искусстве создания мечей, в котором он превосходил даже нолдор Амана; и потому многие верили, что он использовал моргул, темное искусство, которому учил Моргот. Сами нолдор действительно многому научились у Моргота в дни его пленения в Валиноре; но более вероятно, что Эол был знаком с гномами, ибо во многих землях авари теснее сдружились с этим народом, чем аманьяр или синдар. (Кстати, отметим этот мотив дружбы авари и Эола с гномами. Гномы, конечно, не являются слугами Моргота изначально, но, поскольку они происходят не из «детей дум» Эру, а из «детей его жалости» и являются созданиями Аулэ, которым Эру из милосердия даровал свободные души, то они достаточно часто враждебны эльфам и людям и склонны творить всякие злые дела на пользу Моргота. То есть и сами гномы, и те, кто с ними особо дружны, в каком-то смысле ненадежны, подозрительны, склонны к враждебности. А вот дружба с людьми более «благая» - в то же время мы видим, что авари были часто враждебны людям). Но вернемся к Эолу. Эол обнаружил Арэдэль, сестру короля Тургона, «заблудившуюся в глуши рядом с его жилищем» (с). «Квэнди и эльдар». Он заманил ее к своему дому с помощью чар (кстати, отметим, что это одно из немногих упоминаний конкретных эльфийских чар, и недобрых. Интересно, откуда у Эола познания в магии – является ли эта магия магией авари или синдар или Эол и это узнал от гномов?). Итак, Эол заманил Арэдэль в свой дом, а затем взял в жены. Рассказы о том, был ли этот брак добровольным со стороны Арэдэли, разнятся, некоторые даже полагают, что Эол взял ее в жены силой: очень злое деяние в глазах эльдар. Но даже если брак был добровольным, дальнейшее поведение Эола добрым не назовешь. Эол попросту запер жену в Нан Эльмоте и не давал ей дозволения даже выехать за опушку леса и увидеть солнце. Эол ненавидел нолдор (вот здесь как раз и проявилось его происхождение из авари-нолдор), считал их виновниками возвращения Моргота и войн в Белерианде, а сына Маэглина, который хотел взглянуть на Гондолин и своих родичей-нолдор, он грозил «заковать в цепи». С другой стороны, в разговоре с Маэглином он винит нолдор в крови тэлери (пролитой в Альквалондэ), и здесь проявляется его родство с тэлери. Но это может означать смешанное происхождение, как я говорила выше. Дальнейшая история Эола вновь показывает его «затемнение»: он пользуется отравленным оружием (а эльдар обычно этого не делали – но, возможно, это делали как раз авари), хочет убить собственного сына, а потом не проявляет жалости к раненой жене и не говорит о яде (что и является причиной смерти Арэдэли).

Сын Эола, Маэглин, «был эльфом дурного нрава и с темным разумом» (с) «Квэнди и эльдар» («разумом и нравом он походил на своего отца», соответственно, на авари). Маэглин с презрением относился к людям. Он вожделел свою двоюродную сестру Идриль, желал убить ее мужа Туора и сына Эарендиля, а когда попал в плен в Ангбанд, быстро поддался на угрозы Моргота. Хотя Маэглин все-таки не добровольно служил Морготу, но у него не было сил противостоять ему (вспомним, что другие эльфы королевского рода: Маэдрос, Финрод, выдержали все пытки, но не поддались Морготу). Маэглина же испугала только угроза пытать его, к тому же его подстегивало желание взять Идриль в жены, убив ее мужа и сына. Маэглин предал Гондолин Морготу, а потом вернулся в Гондолин и не открыл эльфам, какая беда им грозит. Во время битвы за Гондолин, он пытался убить Эарендиля и похитить Идриль. Но хотя этого ему не удалось, но все-таки Гондолин был разрушен, а Тургон погиб. Так, Маэглин, сын одного из авари, сыграл роковую роль в истории нолдор Белерианда.

Роковую роль сыграл и Англахель, меч Эола. Мелиан утверждала, что в мече жила «злая душа» его кузнеца, то есть Эола. Белег взял этот меч с собой, когда пошел на поиски Турина, поскольку он был очень хорош. Но меч довольно быстро проявил свою «злую натуру»: когда Белег рассекал им оковы Турина, то меч соскочил и ранил Турина в ногу. Турин очнулся, решил, что это орки желают его убить, выхватил меч у Белега и убил его. Меч Турин забрал себе и именно этим мечом был убит Глаурунг (опять показатель высоких качеств меча). Но затем Турин убил этим же мечом Брандира (еще одно неправедное убийство друга). И, наконец, Турин совершил самоубийство тем же самым «злым мечом», который затем переломился и был похоронен в могиле с Турином (и к счастью, а то неизвестно, что бы еще этот меч натворил). Интересно, что перед смертью Турин «разговаривает с мечом», так что можно даже подумать, что в мече, и правда, жила некая часть души Эола.

Итак, мы видим, что авари в целом играют некую отрицательную роль в истории Белерианда. Видимо, дело в том, что по «метафизике Арды» тот, кто отказывается от Света – затемнен с самого начала. Именно поэтому, хотя увод эльфов в Валинор был ошибкой Валар, но эльфы, тянущиеся к Свету, не затемнены (смотри пример ваньяр). А авари – полная противоположность ваньяр, и потому враждебны к «добрым народам» и могут играть в их истории отрицательную роль.



Subscribe

  • (no subject)

    И снова... Примечание автора: По одной из версий Толкина, Келебримбор был потомком Даэрона. В каноне надпись на вратах Мории сделана тенгваром.…

  • (no subject)

    Прогулка Артанис распахнула глаза, удивленная странным голубым светом за окном – не золото Лаурелин, не серебро Тельпериона… Ах да, она же не дома,…

  • Фанфик

    Жить в песне - Мастер… мастер Дернхельм! Вы не ранены? Кровь… на седле. Эовин стремительно обернулась на голос Мерри. И верно! На седле было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments