Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Category:

Отчет с Вескона

21 февраля. Приехала я еще утром, но весь день провела приятно и с пользой :) Сначала встретилась с Mirimani (жаль, что встреча была короткой и спасибо еще раз за подарок – набор для вышивки), потом встретилась с Хейлир и мы отправились в Музей Востока. Страсть как люблю ходить по музеям! :) Полюбовались мы на всякое восточное искусство (о, конечно же, я особо задерживалась возле всякого холодного оружия :)), а потом я встретилась с Гэллиан и теперь уж мы пошли на Вескон.

Идти на мероприятия ролевой секции мы не стали (я еще не ролевик, а Гэллиан не захотела идти), зарегистрировались, долго болтались и болтали в фойе, ожидая Аллор, посмотрели ярмарку и потратили денежки. Я купила красивый кулончик с монограммой ДжРРТ (и толкинисткий, и по цивилу можно носить без проблем), и интересную карточку с метро (московским и питерским, то есть «Нерезинового Эребора» и «Северного Эребора»), выполненную в «толкинистском стиле» (но совершенно точную). Карточку я на следующий день подарила Хейлир.

Дождались мы Аллор и втроем отправились в торговый центр неподалеку от метро, где и посидели в «японском ресторане». Было весьма весело, я в свою очередь получила в подарок от Аллор две иллюстрации к своим фикам (к «Пеплу» и «Игрушке») и весьма порадовалась. Приятно, когда тебя читают, и особо приятно, когда рисуют иллюстрации! Жаль, что Аллор надо было уходить, а то бы мы еще посидели.

После этого мы пошли к Гэллиан устраиваться на ночь, и конечно, проговорили почти до часу ночи.

22 февраля. Первоначально я планировала пойти на секцию лингвистики, но по предложению Ассиди мы собрались позавтракать в кафе (в 9 утра!). Лингвистику я, честно говоря, не очень люблю и плохо знаю, поэтому отказалась от лингвистики в пользу совместного завтрака (простите меня, орги!). Позавтракали мы очень весело (с Ассиди, Хейлир и dragonseul), обсуждали фанфики, Толкина, Вархаммер и фэндом :) От Хейлир я получила «карту Трора» (за что ей большое спасибо!)

К 12.00 мы все-таки отправились на литсекцию Вескона. Первой выступала Аллор с докладом о влиянии популярных рисунков (или, как их сейчас называют в фэндоме, «артов») на восприятие текста. Много говорилось о популярном ныне художнике Фобсе и его «рыжем няшном Сауроне» и «брутальном Морготе». Фобс еще и слэшер, поэтому Саурон и Моргот у него – «пара». Аллор показала еще несколько рисунков и косплеев, где артеры и косплееры явно косят «под Фобса». Собственно, тема обширная, можно еще было поговорить о многом (я, например, напомнила о «сорокаметровом Морготе» на рисунках поединка с Финголфином, что тоже явно влияет на восприятие текста). Вспоминали и об актерах, чьи образы перекочевали в арты и восприятие читателей. Было интересно (имхо, Аллор не может докладывать «неинтересно» :))

После этого была Кэтрин Кинн с обзором старой толкинистской поэзии и песни. Вспоминали «Песни Алой Книги» и другие старые песни, Кинн прочитала и несколько стихотворений. Интересно было освежить все это в памяти, ведь это первое, что я нашла десять лет назад в Инете, когда еще даже не думала «вступать в фэндом» и встречаться с толкинистами вживую. «Это поезд идет не в рай – в Средиземье», да-да, «Пусть другие уходят в Рай, после смерти я попаду в Средиземье» (неточная цитата Дж. Мартина) – очень точно, сама так думаю (чуть не всплакнула на этой песне).

После этого был доклад Лаэрвен о «попаданцах в фанфикшене». Честно говоря, я ожидала, что будет, в основном про «девочек-мерисью», но докладчица сосредоточилась на старых фанфиках с Тол-Эрессеа, а тогда бытовали сюжеты несколько иные. Авторы то ударялись в научную фантастику (Валар – пришельцы и их воздействие на людей, превратившее часть людей в эльфов и орков – это «Эльфийский синдром» Полежаевой), то писали «фэндомно-тусовочную прозу» про то, как ролевики и толкинисты то открывают врата, то уезжают в Средиземье на каком-то транспорте (поезде, корабле), то меняются местами с жителями Средиземья. Лаэрвен больше говорила о способах перехода (врата, транспортное средство, проводник, сны и «глюки»), чем о нахождении попаданцев в «ином мире». Собственно, те фанфики, и правда, сосредотачивались больше на проблеме перехода в «лучший мир» - Средиземье (куда стремились уйти многие толкинисты), чем на том, как они будут жить в этом мире. Некоторые авторы считали (кажется, вполне серьезно), что они «слишком хороши для этого мира» и попали сюда по ошибке, и должны вернуться обратно. Можно улыбнуться этому довольно наивному убеждению, но нельзя ему не посочувствовать. Мне кажется, что почти любой толкинист «мечтает убежать» - иначе он не был бы толкинистом и читал бы исключительно учебники и руководства. И я не согласна с Кинн, которая не преминула заметить, что, мол, о таком мечтают «маргиналы, которые ничего не стоят в этом мире, и считают, что мир зол на них, тогда как они сами в этом виноваты» (цитата примерная). Да, существуют, наверное, такие личности (хотя я с ними не встречалась), но все, кто читал Толкина «О волшебных сказках» прекрасно помнят его слова о «побеге из тюрьмы». Так что в подобном желании нет ничего ужасного и зазорного, если при этом человек не пренебрегает «земной жизнью» (а то в подобные маргиналы можно записать и самого Толкина, и его сына Кристофера, и еще очень много достойных людей). Из интересного еще: говорили о полигоне, который в фанфиках часто предстает «сакральным местом», откуда возможен переход в «иной мир».

Потом разобрали несколько фанфиков (фанфики представляли добровольцы, в том числе и я). В фанфиках высматривали всякие «земные реалии» (то преобразованное Рождество в тексте, то «народные промыслы», то вера в сглаз, то представления о вреде инцеста и т.д.) Было интересно, хотя и мало.

После началась секция толкинистики. Началось с докладов. Первым докладывал Эрендиль о новой книге Толкина «Падение Артура». Доклад был интересным, оказывается, свою «артуровскую легенду» Толкин связывал и с Средиземье: упоминаются Мирквуд, Эарендель. Жаль, что поэма очень маленькая.

Вторым был доклад Марсии о Наместниках и прочих «гражданских» правителях Гондора. Собственно, для меня там не было ничего особенно нового, но хорошо, что это теперь собрано в одном месте.

Третий доклад был моим. Ознакомиться с ним можно здесь: http://julia-monday.livejournal.com/263511.html После доклада встала г-жа Алоэ и заявила, что работа моя ненаучна и является простым перечислением фактов. На что я ответила, что я не претендую на «научность» и не защищаю здесь кандидатскую или докторскую степень, а просто рассказываю об интересных моментах книг Толкина. Тут она начала меня учить, как надо писать «научную работу», на что я предложила ей написать самой, а тему я ей уступаю. Ну, может быть, докладу и не хватало глубины, но, по крайней мере, он явно не «перегрузил» слушателей, а до меня никто Мима и Голлума не сравнивал.

Четвертый доклад был о героическом эпосе в книгах Толкина (Мстислав). Доклад был, имхо, немного невнятный и рваный, хотя было там несколько интересных моментов. Докладчик сравнил «Песнь о Роланде» с несколькими битвами у Толкина (где арьергард обороняется возле реки, прикрывая уходящее войско). Потом он сравнил битву при Мэлдоне (где саксонский вождь уступил викингскому командиру часть поля боя, чтобы битва шла «на равных») с поведением Ородрета у Нарготронда. Он заявил, что это сравнение было в Письмах. Дома я поискала это место, но так и не нашла, да и об обороне Нарготронда известно очень мало и там нет такой детали. Думаю, сие сравнение – плод слишком богатого воображения докладчика. Еще было проведено сравнение Калевалы и «саги о Турине». Но хотелось бы почитать доклад целиком, а то изложение было очень сумбурное.

Пятый доклад был доклад Арторона о численности народов в Белерианде Первой Эпохи. Арторон плясал от «десяти тысяч» воинов Тургона, от известных «долей народа» у королей нолдор (например, известно, что Тургон увел треть народа Финголфина в Гондолин) и от «долей» эльфийских народов при Пробуждении («Легенда о Пробуждении»). В конце концов получилось от 200 до 360 тысяч населения «врагов Моргота» (эльфов, эдайн и гномов). Докладчик излагал вполне ясно и четко, но такие вещи с цифрами плоховато воспринимаются на слух, лучше почитать этот доклад. После доклада был задан вопрос: «Зачем нужно было считать?», от которого Арторон слегка опешил, кажется, потому что такой подсчет численности немаловажен для изучения экономики или там, стратегии, в мире Толкина. В чем я с Артороном согласна, конечно, это важный момент.

Шестой выступала Джедит с докладом о некоторых параллелях в текстах Толкина. Она сравнила Манвэ-лучника из «Утраченных сказаний» с моментом мольбы Фингона в «Сильмариллионе» (где Фингон обращается к Манвэ, готовясь выстрелить из лука, хотя лук уже не атрибут Манвэ, а обращение идет к «повелителю птиц»). Потом она сравнила Манвэ и Фингона по их характеристикам: Манвэ, по цитате из «Сильмариллиона», «не нужна слава» и Фингон, по цитате из «Квэнта Сильмариллион» «ни искал … славы». Потом еще Джедит вспомнила об эпизоде из «Утраченных сказаний», где у убитого Финвэ в Битве Бессчетных Слез вырвали сердце, а Тургон потом отбил тело и сердце отца и сделал «алое сердце» своим гербом, и об эпизоде из поздних вариантов Нирнаэт Арноэдиад, где у Фингона из расколотого шлема вырывается «белое пламя». А «сердце коронованное пламенем» - это символ «сердца Христова» у католиков. Интересно, думал ли об этом Толкин – неужто это намеренная связь? Но почему в разных текстах, а не в одном? Вообще-то гибель Финвэ в «Утраченных сказаниях» - прообраз гибели Фингона в «Квэнта Сильмариллион», так что эти сюжеты определенно связаны. Интересный момент, хотя, возможно, и немного притянутый за уши. Но если даже это совпадение – то знаковое.

И, наконец, седьмой доклад Эленирэ касался толкинистских сайтов. Собственно, доклад больше касался цифр, а самым интересным был список сайтов, который обещали вывесить в сообществе Вескона.


После докладов начался круглый стол по «Тал-Эльмару». Ничтоже сумняшеся, я думала, что народу будет мало и обсуждение будет вялым (не секрет, что «Тал-Эльмар» - текст очень маленький, конечно же, неоконченный, и довольно слабо связан с остальным легендариумом), но тут-то меня ждало приятное разочарование. Народу осталось мало, зато это были очень заинтересованные люди. Обсуждение было жарким, но вежливым, без холивара, без шума и ссор, с интересом… Все бы обсуждения были такими! Из интересных моментов обсуждения: я считала, что дело происходит в устье Мортонда (тем более, на это есть указание в тексте), а Арторон посчитал, что почти все указывает на … устье Лефнуи (крайней восточной реки Гондора). Только с географией не очень сходится, потому что в тексте описан залив, а у Лефнуи залива нет. Но здесь можно возразить, что карта Третьей Эпохи – это карта после утопления Нуменора, а известно, что после этого глобального катаклизма береговая линия изменилась. Однако же за мной было однозначное утверждение самого Толкина – Мортонд. Против него было только то возражение, что рядом с устьем Мортонда – Бельфалас, гавань эльфов, а герои «Тал-Эльмара» утверждают, что поблизости эльфов нет (но было возражение, что герои могут и не обладать «полным знанием» и их утверждение ошибочно). В общем, к единому выводу мы не пришли, но оценили аргументы друг друга. В «Злом Народе» все дружно узнали «эриадорских родичей эдайн», а в «Народе Агара» - родичей вастаков. Поговорили об их экономике, социальном устройстве, традициях. Выяснили, что Агар был частью некоего государства, хотя и удаленной от центра и слабо с ним связанной. Выяснили, что экономика была очень примитивной, денег в Агаре не было, что агаряне не знали луков и вряд ли производили мечи, что, может быть, у них не было лошадей (впрочем, это утверждение остается под большим вопросом). Прояснили еще один важный момент: было высказано предположение, что, возможно, корабли Верных нуменорцев (а то, что к Агару приплывают Верные – несомненно, они разговаривают на эльдарине и явно благосклонно относятся к эльфам) послал «на завоевание восточных земель» Ар-Фаразон, то есть, это не сами Верные собираются силой выгонять Народ Агара с насиженного места. Впрочем, поскольку Верные считают агарян слугами Саурона, война против них (с точки зрения нуменорцев) оправдана. Однако Тал-Эльмар утверждает, что его народ не служит «Темному Королю» (Саурону). Очень жаль, что Толкин не дописал текст, потому что интересно, как бы дальше решился этот вопрос. Еще поспорили о «демонах холмов», которые ковали оружие для Злого Народа. Я всегда была уверена, что это эльфы, но кое-кто со мной не согласился, утверждая, что это гномы. Однако, гномов у Толкина никогда не называли «демонами», а вот эльфов – называли.

Обсуждение, как я уже сказала, было очень жарким, интересным и плодотворным и мы покинули помещение только в 22.00, когда нас уже попросили выйти из ДК :)

23 февраля. В 10.00 началась толкинистика, и я, конечно же, на нее пошла. Народу было очень мало (три человека плюс ведущий секции, он же докладчик – Арторон), но толкинисты, сюда не попавшие, имхо, много потеряли, потому что Арторона слушать всегда интересно. Доклад был про «Акаллабет», про всякие интересные моменты связанные с текстом. Жаль, многих подробностей я не упомню, но вот интересный момент: в оригинале говорится, что «For Ilúvatar cast back the Great Seas west of Middle-earth, and the Empty Lands east of it, and new lands and new seas were made;», то есть: «Илуватар изъял Великие Моря к западу от Средиземья и Пустые Земли к востоку, и сотворил новые земли и моря…». А у Н. Эстель здесь перевод неправильный, про «изъятие» Пустых Земель ничего не говорится, она перевела: «Илуватар простер к западу от Средиземья Безбрежные Моря, а к востоку – Бесконечные пустыни, и сотворил новые моря и новые земли…». Таким образом, возможно «Пустые Земли» не были уничтожены, а тоже попали в то же «измерение», что и Валинор, хотя зачем это было сделано и можно ли их достичь – неясно. Еще говорилось о том, что в некоторых версиях Акаллабет земля сразу была круглой, а некая «Земля Утра» на востоке была побережьем Валинора, и что Ар-Фаразон хотел «обмануть» запрет Валар на плавание в Валинор и достичь Валинора с востока, но не осуществил это намерение. Еще было сказано про социальное расслоение в позднем Нуменоре «богатые стали еще богаче, а бедные – еще беднее» (почти Маркс :)). Кстати, когда Арторон стал говорить, что Ар-Фаразон преследовал нуменорцев за то, что они не признавали его брака с Тар-Мириэль, называя его насильственным, я подумала, что эта ситуация чем-то напоминает Англию времен Генриха VIII, когда король «создал» новую церковь, одну из ветвей протестантизма, и преследовал тех, кто не признавал его развод с Екатериной Арагонской и брак с Анной Болейн. Не имел ли Толкин намерения показать под Верными в Нуменоре… католиков в Англии? Большинство, отказавшееся от «старых верований», и меньшинство, упорно их придерживающееся и преследуемое – есть что-то общее в этих ситуациях. Жаль, я не успела это высказать, времени не было.

Потом Арторон усомнился в возможности наличия весел у нуменорских кораблей, потому что двигать веслами такие огромные махины, какими описаны эти корабли в тексте, просто невозможно. Поговорили и о расстоянии от Нуменора до Тол-Эрессеа и Валинора, в тексте говорится, что Армада двигалась 39 дней, в то время как с Менельтармы была видна Аваллонэ на Тол-Эрессеа. Но Арторон сказал, что Армада двигалась медленно из-за того, что скорость эскадры равна скорости ее самого тихоходного корабля, кроме того, Ар-Фаразон мог медлить в пути из-за сомнений и колебаний. Поговорили и об участии Ар-Фаразона в Дагор Дагоррат – народ согласился, что он вполне мог принять, раскаявшись, сторону Валар.

В общем, очень интересный был доклад, и в его середине народ начал прибавляться, и к 14.00 в комнате уже было много слушателей.

Дальше шел круглый стол по «Преображенным Мифам» - за и против. Арторон и, кажется, кто-то еще выступали за, а я – против. Говорили о том, что круглая Земля – более достоверна физически и о том, что она ломает многие истории Арды, о том, что многие вещи в Арде не более достоверны, чем «плоская Земля». Ильтин (которая вообще блистала на этом круглом столе, имхо) сказала о том, что Толкин был «человек увлекающийся» и как раз тогда увлекся физикой. Говорили и о том, что читатели тогда и сейчас – разные, что тогда народ был повернут на науке и с трудом воспринимал «ненаучные фантазии», тогда как мы уже приучены (в том числе валом фэнтези, начавшейся с легкой руки Толкина и иже с ним) «верить сказкам» и уже без всяких проблем воспринимаем «плоскую Землю», Цветок и Плод в качестве небесных светил и т.д. В какой-то момент заговорили о теологии и полчаса обсуждали эту тему :) (а началось все с высказывания Больдога о том, что Первая Эпоха была рациональна, а Вторая и Третья – иррациональны). Потом все-таки вернулись к круглой Земле, но к однозначному выводу не пришли. За и против примерно равновесны, имхо. Хотя я все равно – за плоскую Землю, дабы не разрушать легенды.

После этого был круглый стол «Культ Эру». Из интересного в докладе: была высказана мысль, что король людей (который в Арде, как известно выполнял функцию «первосвященника») передавал свою «благодать» наместникам, а те уж несли ее дальше, в массы. Толкин ни за, ни против такой версии не высказывается, поэтому она вполне возможна и мне показалась правдоподобной. Я кстати встала и спросила, а почему в Первой Эпохе никаких «благословенных королей людей» не было – почему люди без «благодати» обходились? Или, может, эту «благодать» им даровали эльфы, которые жили рядом с людьми? И нельзя ли эльфов (особенно эльфов Амана) считать неким подобием «священников Арды»? Четкого ответа на вопросы не получила, но, конечно, его и нет. Можно только задуматься.

Потом была веселая викторина от Терн. Я в ней не блеснула, хотя бы потому что знаменитый перевод Волковского-Воседого не читала :) Но были и вопросы чисто по толкинистике, с которыми я не справилась. Что ж, никому не дано знать все (и вообще, я больше по Первой Эпохе и Сильму). Но было весело, потому что вопросы были все с юмором.

Потом снова началась литсекция. И начался круглый стол по ФБ (который совпал со спектаклем и концертом Иллет, и ясное дело, народ повалил туда). Но осталось человек десять (плюс ведущие), которые и «решали судьбу ФБ в Толкин-фэндоме» :) (это шутка, если чо). Проговорили для несведущих, что такое драббл-фесты и ФБ, мельком коснулись рейтингов (я бы хотела о них подольше поговорить, но разговор как-то соскочил), потом совсем немножко про слэш (я даже не успела никого убить :)), ну а потом – про саму ФБ. Мистле сказала о том, что народ на ФБ выдыхается и устает, поэтому нет хороших текстов «вне ФБ». Ей возразили, что ФБ – дело добровольное, хочешь иди, не хочешь – не иди. А вообще, ФБ началась всего два года назад, а крупных, «значимых» фанфиков по Толкину нет куда дольше (или их мало кто знает). Может, проблема в слишком обширном фэндоме. Я лично считаю (о чем и сказала), что «крупные фанфики», скорее всего, пишут люди «вне фэндома» и они-то участвовать в ФБ не будут. Тогда как на ФБ есть не так уж мало добротных «средних» фанфиков (я как раз в поезде прочла летний «макси» и скажу, что довольно неплохо, хотя Толкин в гробу перевернулся, конечно :)). И я сама лично писала очень много «на заказ», и иногда получалось очень неплохо. Поудивлялись идее соревноваться «разными фэндомами» (ну да, оно не очень хорошо получается, имхо). В конце концов, Мистле предложила идею «фестиваля книги»: автор и художник совместно создают «художественное произведение по мотивам Толкина» (иллюстрированный текст) любого размера, делают его в виде книги и привозят на следующий Вескон. И никакого голосования, только незамутненная радость творчества и сотворчества! Интересная идея, можно попробовать (лишь бы художника найти в пару, я бы попробовала). На этой оптимистичной ноте обсуждение ФБ и закончилось.

Последним мероприятием был «открытый микрофон». Народу осталось еще меньше, зато атмосфера образовалась самая задушевная. Первым читал Арторон. Читал он кусочек из своего недоредактированного фанфика про поздний Нуменор. Читал очень вдохновенно и хорошо, как будто настоящий чтец-декламатор. Это было здорово! И сам текст был хорош, и исполнение. Текст был и смешной, и страшный, а его главгерой Ворондиль у меня будет ассоциироваться теперь только с Артороном (который был в прикиде и как нельзя больше походил на интеллигентного нуменорца :)). Потом читала Аллор, тоже очень забавный и интересный текст про дунадана-некроманта и его столкновение со «светлым феанорингом». Потом читала я – уже драбблы. Прочитала жутко пафосный текст про скачку Финголфина в Ангбанд http://ficbook.net/readfic/1446363, лиричный драббл про любовь Финвэ и Индис http://ficbook.net/readfic/1153023, и, наконец, «сказку диких людей Эриадора» про Феанора, Моргота и крылья (ее обозвали «сказка про морготоикара» :)) http://ficbook.net/readfic/843450 . Сказку приняли на ура, чему я очень обрадовалась. Читала еще Хейлир, два своих маленьких драббла. Тоже получилось очень хорошо (хотя для меня драбблы новостью не были), интересно как звучат на слух тексты, которые уже прочитал про себя. Как-то по-другому звучат. То есть, идеи те же, просто восприятие немного другое. После этого мы еще немного послушали песен под гитару (а то на Весконе мне все не удается послушать менестрелей!) и очень неохотно разошлись.

Всех обратно. Можно без водки :)

Всем огромное спасибо: организаторам и участникам, всем моим друзьям! За организацию, участие, разговоры, подарки и приют в Москве.

Нет, на самом деле, это было ОЧЕНЬ здорово! Я уже нисколько не тушевалась (даже, скорее, играла роль «в каждой бочке затычка» :)), народ относился доброжелательно (ну кроме замечания по докладу). Хочу теперь мужской прикид с мечом и женское красивое платье. Чтобы и меня фоткали :) Смею ожидать, я буду выглядеть неплохо :)
Subscribe

  • (no subject)

    Люди не перестают меня удивлять своими странностями. Вот та самая пресловутая Женевская конвенция, которую так любят поминать в спорах о ВМВ и…

  • (no subject)

    В прошлые выходные я сходила в кино на распиливание пилой и взрыв головы. Теперь у меня в планах на выходные: а)война и нацистский концлагерь; б)…

  • (no subject)

    Посмотрела один фильм на тему ВМВ и, честно говорю, получила большое потрясение, много мыслей на подумать и все такое. Что интересно – фильм…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments