Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Category:
В ответ на это: http://irene-dragon.livejournal.com/348693.html#comments

Автора того поста я поддерживаю, но хочется сказать и от себя

О «живых» героях и причинах нелюбви к слэшу

Для того, чтобы не было путаницы, сразу скажу, что я ни в коей мере не считаю литературных, мультипликационных и киногероев «живыми» в каком бы то ни было смысле. В некоем переносном смысле они «живут» только в умах авторов и читателей, но это не связано ни с какой мистикой, слово «живут» употребляется лишь как метафора. Тем более я не верю, что, описывая героя, мы как-то влияем на его «эгрегор». Также напоминаю, что я являюсь атеистом без всяких оговорок и не принадлежу ни к одной конфессии даже формально. Таким образом, моя нелюбовь к слэшу не связана ни с религиозными, ни с мистическими причинами. Однако я считаю однополые отношения неестественными и неправильными, то есть являюсь «гомофобом» по современному определению (не совсем точное определение, на мой взгляд, я геев не боюсь, я их просто не люблю, точнее, не люблю одну из черт их характера).

Однако я согласна терпеть присутствие геев в реальной жизни, я не призываю их сажать, расстреливать, насильно лечить или как-то ущемлять права. Я спокойно с ними общаюсь (в Сети, потому как в реале у меня таких знакомых просто нет) до тех пор, пока они мне не начинают доказывать, что «гомосексуализм – это нормально» и «надо разрешить однополые браки». Из-за подобных фраз я могу вступить в конфликт. И, надо сказать, я не считаю гомосексуализм самым ужасным извращением. Педофилия и садомазохизм куда хуже, тем более, что они связаны с явным вредом для партнера. Но если последние два извращения осуждаются почти всеми, то гомосексуализм сейчас принято считать «нормой». Я с подобной точкой зрения начинаю спорить, однако, это не означает, что я считаю другие извращения нормой. Если ко мне придет педофил или любитель садо-мазо и начнет рассказывать, что «это нормально», я точно так же вступлю с ним в конфликт.

Итак, я считаю гомосексуальными отношения ненормальными. Отсюда и отвращение к текстам, в которых они описываются. И если в «реалистических» текстах или в книгах, где это прописывается изначально, я готова терпеть подобные описания (в конце концов, в книгах описываются не одни розовые пони, а иногда очень неприятные и отвратительные герои), то «впихивание» гомосексуальных отношений туда, где их явно нет (мир Толкина, советская фантастика, «библиотека приключений» и т.д. и т.п.), меня очень сильно раздражает, потому что сильно искажает изначальный мир. Ведь чем интересен каждый «мир»? Своими особенностями, индивидуальными чертами, которые ему придал автор. В мире Толкина есть демиурги, магия, бессмертные существа, а еще – там явно снижен градус похоти (именно похоти, чисто сексуального желания, а не любви-страсти, которой у Толкина достаточно), даже отрицательные герои проявляют ее не так уж часто и никогда не проявляют ее к собственному полу. В советской фантастике большинство героев – ученые или увлечены наукой, они бескорыстны, обладают повышенной жаждой познания и часто вообще не обращают сексуального внимания на девушек (не говоря уж о мужчинах). Et cetera, et cetera. Но зачем сводить все миры к «единому знаменателю» - к нашей реальности? И почему это сведение приняло форму гомосексуальных отношений – «если они есть в реальности, то они есть в каждом авторском мире»? Мне это непонятно.

И еще – это относится к тем мирам, где гомосексуальные отношения все же прописаны – они прописаны в единичных случаях. Если в «Отблесках Этерны» есть «гайифская любовь» и об Алве говорят (заметьте, только говорят! Определенных доказательств этому нет, и если гетеросексуальная любовь этого персонажа показана в паре сцен, то гомосексуальная не показана напрямую нигде), что он бисексуален, то это не означает, что все главные герои мужского пола поголовно спят друг с другом. Если в «Песне Льда и Пламени» Ренли Баратеона подозревают в гомосексуальных наклонностях (опять – подозревают! Автор это подтверждает вроде как косвенно – но все очень неопределенно), это не означает, что Робб Старк и Джон Сноу спят друг с другом. В реальности гомосексуалистов насчитывается до 10 % - но не 50 и не 90 % - а именно эти цифры выводятся из фанфиков. Авторы, вы пишете то, что совершенно не соответствует реальности – ни нашей реальности, ни реальности вымышленных миров. Есть книги, где гомосексуальные отношения – норма (а такие книги мне попадались, особенно в фантастике и фэнтези), вот там можно писать про 50 или больше процентов гомосексуальных пар, и это будет нормально. Но по таким книгам почему-то не пишут фанфиков.

Вы можете сказать мне: «Не нравится – не открывай и не читай». Я не читаю. Я прочла от силы десяток слэшных текстов, в самом начале – из любопытства, а еще несколько – чтобы составить мнение о мастерстве авторов. Но для отвращения мне хватает и шапок с предупреждениями. И их слишком много, они попадаются на ресурсах с фанфиками, они попадаются в поисковиках, они попадаются в обсуждениях. Невозможно забыть о понятии «слэш», приходится о нем постоянно помнить, чтобы не вляпаться очередной раз. До сих пор помню отвращение, с которым я наткнулась на слэш в фанфике, в начале которого не было никаких предупреждений, так что в дальнейшем я стала аккуратней и осторожней. А то, что мне нужно постоянно помнить о слэше, вносит разлад в мой внутренний мир и, соответственно, доставляет мне неприятные ощущения. Вот вам и неприятие к слэшу, который невозможно выкинуть из собственного сознания.

О рейтингах и требованиях

В Фандомной Битве (ФБ) существуют два уровня – безрейтинговый и рейтинговый. На мой взгляд, обязательное требование рейтинга порочно в самой своей сути. Есть лишь очень малое количество способов, которыми можно достичь рейтинга: секс, насилие, наркотики, алкоголь, самоубийство, нецензурные выражения. Все это сильно ограничивает возможности автора, ему приходится сочетать несочетаемое: трудно впихнуть «рейтинг» в русскую классику или советскую фантастику, не разрушив их гармоничность. Кроме того, все эти темы табуированы, а табуированность повышает требовательность читателя. Если обед героя можно описать «средненько» и автора не подвергнут остракизму, то описание секса или графического насилия требует достаточно высокого мастерства, чтобы читатель не бросил читать от отвращения или не подверг текст насмешкам. А «средний автор» фанфикшена таким умением, увы, не обладает. Поэтому мы получаем массу плохих, вымученных (авторы просто стыдятся писать) текстов, где часто «рейтинговая сцена» нужна примерно так же, как собаке пятая нога, и текст лучше (или не хуже) смотрелся бы без нее. Я не говорю, что невозможно вписать «рейтинг» так, чтобы он отвечал одной из художественных задач текста. Возможно. Но это требует умения.

Что же касается «вызова», о котором некоторые говорят («а попробуйте-ка выдать рейтинг по советским мультикам и сериалу о пони или наоборот сделать безрейтинговый текст по изначально жестокому канону»), то, например, жанровый «вызов» ничуть не хуже. Напишите ужасы по юмористическому сериалу или юмор – по пафосной книге. Чем не вызов? Но рейтинг можно не ограничивать. И тогда можно увидеть, что привлечет читателей – рейтинг или что-нибудь другое.

О возрасте авторов слэша

Высказывается мнение, что слэш пишут в основном «тринадцатилетние подростки». По моим наблюдениям это не так. Возраст большей части авторов слэша колеблется от 19 до 30 лет. И тут я сужу не только по возрасту в профилях, но по манере писать фанфики и посты в дневнике. У тринадцатилетней девочки будет достаточно специфичный стиль и это будет заметно. Поэтому, увы, нельзя сказать, что это пишут подростки, которые «наиграются и перестанут». Это пишут люди с уже сформировавшейся личностью и психикой, уже имеющие твердые убеждения.

О сайтах со слэшем

Фикбук или Самиздат – это как электронные библиотеки, в которых может быть и раздел «эротика», но сама библиотека от этого эротической не становится. Так что там размещать тексты, имхо, вполне нормально.

О качестве текстов

Талантливо написать можно текст любого жанра, но в слэше существует одна трудность, которая отсутствует в других жанрах: приходится ломать характер персонажа, законы мира, логику событий, чтобы «сослэшить» персонажей. От этого качество текста ухудшается. Что касается секса, то его описание из-за табуированности представляет особую трудность, не всякий автор с ним справится, чтобы при чтении не было смешно и противно (впрочем, это касается и гетеросексуального текста). Кроме того, направленность текста только на описание «отношений» (в том числе разнополых) слишком обедняет текст, странно, что слэшеры предпочитают разрабатывать только одну тему, тогда как литературное творчество предлагает их огромное множество…
Subscribe

  • (no subject)

    И снова... Примечание автора: По одной из версий Толкина, Келебримбор был потомком Даэрона. В каноне надпись на вратах Мории сделана тенгваром.…

  • (no subject)

    Прогулка Артанис распахнула глаза, удивленная странным голубым светом за окном – не золото Лаурелин, не серебро Тельпериона… Ах да, она же не дома,…

  • Фанфик

    Жить в песне - Мастер… мастер Дернхельм! Вы не ранены? Кровь… на седле. Эовин стремительно обернулась на голос Мерри. И верно! На седле было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments