Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Categories:

Еще о ваниар

Пришлось мне в последнее время выдержать две дискуссии о ваниар, причем обе были достаточно ядовитые (хотя во второй оппонент все же был немного вежливее). И ваниар давались обидные прозвища. И у воинственного арфинга, как обычно, взыграло ретивое. И захотелось ему ваниар защитить от несправедливых обвинений… К сожалению, о ваниар известно настолько мало, что приходится больше домысливать, чем опираться на тексты. Понимаю, что это ставит меня в невыгодное положение, но, имхо, домысливать так, чтобы домысел совпадал с фактами и оценками автора – занятие все же более достойное, нежели обратное.

Итак, какие «обвинения» предъявлялись ваниар.

1) Бесполезность и неумение делать что-то собственными руками.

В текстах сообщается, что ваниар любили более всего «поэзию и музыку», которой обучил их Манвэ. Очевидно, что это и было их основным «занятием» (как для нолдор – мастерство, связанное с металлом и камнем и лингвистика, а для тэлери – мореходство). Из этого у фэндома тянется убеждение, что больше ничего ваниар не умели и только «распевали песенки», причем почему-то только «гимны Валар». Хотя во-первых, в текстах нет такого указания, во-вторых, единственное известное нам поэтическое произведение ваниар – вовсе не гимн («Альдудэниэ», Плач о Двух Древах), а в-третьих, единственный озвученный в текстах гимн Валар (конкретно, Элберет) поют не ваниар, а вовсе даже нолдор (в ВК, Гильдор и его эльфы). Нет, конечно, среди произведений ваниар были эти гимны, но говорить, что творчество ваниар состояло исключительно из них – это неверно.

Идем далее. Собственно, я плохо понимаю, почему «поэзия и музыка» называется творчеством «бесполезным». Почему, собственно, создание драгоценных камней, вышивка, скульптура или резьба по камню у нолдор – более полезны? Не вижу никакой разницы. Либо все эти «творчества» одинаково бесполезны… либо одинаково полезны. Да и говорить о том, что «всех бы этих поэтов, писателей и художников к станку или на поле, а своей ерундой пусть занимаются в свободное время» – фу, господа, как примитивно. Как отдает худшими советскими (хотя и не только) воззрениями насчет «тунеядства». Может, не будем уподобляться, а? А что касается ценности словесного творчества, то за некоторые произведения не жалко отдать и горсть бриллиантов. Или даже Сильмариль :). С другой стороны, все почему-то забывают, что и нолдор отнюдь не были только мастерами «ручной работы». А лингвистика? И чем она, собственно, полезнее «поэзии и музыки»?

Откуда есть пошло обвинение ваниар в «безрукости» – быть может, от этой фразы об Индис «она не ведала работы рук»? Но, понятно, что судить по одной Индис обо всех ваниар – смешно, и потом, как бы ваниар жили, если бы все, поголовно, ничего не умели делать руками? У них что, в домах слуги были из нолдор? Или все делалось «само собой»? Оба предположения смехотворны. Конечно, ваниар хуже строили дома или что-то делали руками, чем нолдор – но говорить, что не могли ничего делать вообще – глупо. И если не написано, то не значит – не было, не надо нам тут арагорновых штанов.

Таким образом, даже если ваниар и правда занимались обычными «поэзией и музыкой» – и то я не вижу причины их не уважать. Но почему бы не пойти дальше? Вспомним, что вся Арды «создана Музыкой», что в ней практикуются некие «песни силы»… А что если ваниар пели именно их, а? Наряду с обычными. И изучали их воздействие на мир? И способы, как лучше это воздействие применить? О, уже совсем другая картина вырисовывается, не правда ли? Не просто «эльфы, распевающие песни», а мудрецы и ученые, воздействующие на мир не с помощью рук и инструментов (как нолдор), а с помощью звуков.

А быть может ваниар еще и искали и изучали следы Арды Неискаженной? И искали способы ее восстановить, хотя бы частично? Исправить Музыку? По мне так – весьма круто. И хотя это текстами не подтверждается, но почему бы нет?

2) Ваниар – «аморфные», «несамостоятельные», «равнодушные».

Ну прежде всего начну с третьего определения. Откуда у него растут ноги – понятно. Ваниар-де, совершенно не думали об Эндорэ и о страданиях тамошних жителей, сидели себе в Валиноре и распевали песни (ну, о том, что не совсем, может быть, просто распевали, я сказала выше, а о том, что не совсем и сидели, скажу позже). И тут мы опять упираемся в недостаток фактов. Да, ваниар никуда не пошли. Да, Ингвэ «не оглядывался на Средиземье». Но были ли они все «равнодушны»? А вот не факт. Как минимум, Амариэ, родичи Эленвэ, Индис вместе с Ингвэ никак не могли быть «равнодушны» к сведениям о родичах (и о Средиземье). Сомневаюсь я в таком уж их «олимпийском спокойствии» на этот счет. Да, о психологических их переживаниях ничего не сказано. Ну да мало ли о чем не сказано! Все-таки Сильм – это летописи синдар и нолдор, а не ваниар. Потому и не сказано. И не думаю я, что и остальные были совсем уж «равнодушны».

«Ну, хорошо», - скажут мне, - «не равнодушны, но почему сидели ровно и ничего не предпринимали?» Здесь мы подходим к двум другим обвинениям – «аморфные и несамостоятельные». Потому и сидели, что слушали Валар. А Валар считали, что нечего в Эндорэ эльфам пока делать. Моргота все равно не одолеть, а только сами погибнут напрасно. Точнее говоря, конечно, не напрасно. Все мы знаем, что Исход нолдор помог и синдар, и людям. Но положа руку на сердце – кто из нолдор тогда думал о спасении синдар и людей? Да никто, фактически. Фэанор был озабочен тем, чтобы «не отдать людям своего первородства» (какое у него было бы отношение к людям с такими воззрениями – страшно и думать. Может, и хорошо, что он с ними не встретился). О синдар Фэанор не думал вообще – иначе использовал бы этот аргумент при встрече с Ольвэ. Дети Финарфина вроде как думали о своем родственнике Тинголе, но все же главными причинами их решения идти в Эндорэ называются другие – желание «свободно править на востоке» (Галадриэль), нежелание покидать друзей и свой народ (остальные). В общем и целом, получается, что и нолдор были «равнодушны» к жителям Эндорэ – так чего же одних ваниар в этом обвинять? Более того, нолдор «равнодушны» и к своей родине – Валинору. А вдруг сейчас Мелькор вернется с десятком Унголиант, сотней балрогов и мильон мильонов орков? Защищать Валинор кто будет? Одни Валар? А вдруг не смогут? В общем, ваниар вполне резонно остались – надо же кому-то и Валинор защищать. И самостоятельно выбрали сторону Валар. А нолдор самостоятельно пошли за Фэанором. И самостоятельно верили лжи Мелькора. Куда ни кинь взгляд – все кого-то слушают, то есть тоже вроде как «несамостоятельно решают». Ваниар слушают Валар, не слушают Мелькора и Фэанора. Нолдор не слушают Валар, слушают Мелькора и Фэанора. Вот хоть убейте - – разницы здесь не вижу.

«Несамостоятельность» считается «позорной» из-за того, что здесь решения перекладываются на чужие плечи. Но, собственно говоря, кто сказал, что не надо слушать советов мудрых? Разве не так поступаем и мы, если признаем мудрость авторитета? А проявить послушание бывает ох как нелегко. Вспомним начало Нирнаэт. Полководец Моргота вызывает воинов Фингона на битву с помощью жуткой провокации. Легко ли было тогда этим воинам сохранить спокойствие, и слушая приказ командира, остаться на месте? Думаю, что вряд ли. Вот вам и легкость «несамостоятельности». Но Гвиндор приказ нарушил (хотя я его все же не виню, слишком это было трудно выдержать) и что из этого вышло – все знают. Это было одной из причин поражения в Нирнаэт. И по моему мнению, ваниар похожи на этих воинов Фингона – может, им и очень хочется помочь нолдор и покарать Моргота – но надо соблюдать дисциплину и прислушиваться к мнению Валар. Так что здесь я не вижу причин ваниар унижать.

3) Ваниар первыми пришли в Валинор, задружились с Валар и сидят у ног Могучих. Поэтому их все уважают, а так они ничего полезного не делают.

Ну, про то, что «полезного не делают» я говорила выше. А дальше, имхо, оппоненты путают причину и следствие. Валар и ваниар именно потому и «задружились», что имели некие общие черты характера. Скорее всего, ваниар были самыми «неискаженными» из эльфов (недаром говорится, что им присущ особый «благородный дух (орэ)». Скорее всего, ваниар проявляли особый интерес к «музыке и поэзии» (а как мы знаем, музыка в Арде – это не трень-брень на трех струнах, это, порой, очень мощное орудие воздействия). Скорее всего, ваниар лучше всего приближались к пониманию Замысла Эру. И ВСЕ эти свойства были причиной уважения других эльфов. То есть, если бы не было призыва эльфов в Валинор, все равно ваниар стали бы «самым уважаемыми» среди эльфов (и неэльфов). А близость к Валар – это уже постольку поскольку. Нет, конечно, она тоже играет роль (вспомним, что и самих нолдор уважали за то, что они учились у Валар), но даже без этого ваниар было бы за что уважать. И Валар они слушают именно по этой причине – потому что считают их решения верными, потому что близки к ним по духу – а не потому, что «несамостоятельны». Что касается сакраментального «сидят у ног Могучих», то это нормальное положение в архаическом иерархическом обществе. Это сейчас все такие свободолюбивые да независимые, на президента плюнут и с гордым видом прошагают мимо, не поздоровавшись (насколько это, правда, соответствует истинной внутренней свободе – неизвестно. Вроде как подхалимство и лизоблюдство еще ой как распространены). Просто «внешние проявления» власти потихоньку уходят в прошлое. А раньше это считалось совершенно нормальным. Никто не видел унижения в том, чтобы стоять в присутствии короля. Только вот Валар – это не ничтожные земные короли, это куда круче и тут уж не грех и поклониться, и сесть у ног. И это не унижение и не подобострастие – это нормальное поведение, внешнее выражение уважения и почитания.

А по поводу того, что «уважают только за это» – так опять же, такого не говорится.

4) Ваниар не смогли бы выиграть Войну Гнева, потому что у них не было боевого опыта.

А кто ее тогда выиграл? Один Эонвэ с Эарендилем? Горстка выживших эдайн с эльфами? Если так, то зачем было помощь из Валинора звать – сами бы справились. Но не справились. И как хотите – а ваниар в этом войске должно было быть больше всего, это, так сказать, «ядро» сил Валар. Конечно, можно обвинить Толкина в «нереалистичности» – мол, невозможно, чтобы «необстрелянные новобранцы» победили закаленных в боях орков и прочих чудищ. Может, и нереалистично. Только тогда давайте по этой же причине и победу в Дагор-нуин-Гилиат аннулируем. Потому что нолдор тогда тоже были неопытны (не считать же особым опытом битву в Альквалондэ!) Либо нереалистичны обе победы, либо обе реалистичны. И не надо тут «великонолдорского шовинизма». А что касается тренировок – так, извините, читаем Сильм: «Но они (Валар с эльфами) воздвигли в Калакирии множество крепких башен со стражами, а при выходе ущелья в долину Валмара встало лагерем большое войско…»

В «Квэнте Сильмариллион» из пятого тома сказано еще определеннее:
«Но эльдар поставили там вечную стражу: флот тэлери стерег побережье, остатки номов жили в глубокой долине меж гор, а на равнине Валмара, где ущелье выходит в Валинор, расположились сторожевые лагеря линдар (ваниар)…»

Таким образом, ни ваниар, ни тэлери не сидели в Валиноре «сложа руки». Как мы видим, они опасались вторжения из Средиземья, а сами Валар не могли не знать, что им еще придется сражаться с Морготом и так готовили себе войско на этот случай. Тут может быть два варианта: либо в этих «сторожевых лагерях» сидели и обучались военному делу одни и те же ваниар (своего рода «кадровые военные»), либо они сменяли друг друга (аналог «воинской повинности» с тем только отличием, что это были добровольцы). Поскольку эльфы бессмертны и ничего не забывают, то такие обученные группы годятся для войны и через сто, и через пятьсот лет. Вполне вероятно, что все это «большое войско» иногда устраивало «большие маневры», где эльфы учились действовать совместно. Таким образом, не вижу, чем их подготовка отличалась от подготовки нолдор (после которой те выиграли Дагор-нуин-Гилиат) и не понимаю, почему надо сомневаться в победах ваниар (тем более ни об одном крупном разгроме их сил нам неизвестно, а в конце концов они «наклали» гораздо большему войску, чем те, с которым сталкивались нолдор – поскольку по цитате сил Моргота в этой войне «не вмещал Анфауглит»).

И между прочим, если бы ваниар проявили «непослушание» и погибли бы в войнах с Морготом – то кто бы тогда сражался в Войне Гнева? Так что их «послушание» было вполне оправданным и рациональным.
Subscribe

  • (no subject)

    На холиварке встретила удивительное: "Увы, натренировать высотную выносливость толком нельзя, поэтому умные люди, забираясь на высоту, делают это с…

  • (no subject)

    Прочитала про Гитлера и Габсбургов, весьма интересно. Не подозревала, что у них были такие запутанные взаимоотношения... Детей эрцгерцога…

  • (no subject)

    Знаете, я ни разу не поклонник BLM, мне не нравятся все эти движухи с "покаянием", но вот это вот - какая-то отвратительная пакость и дикость.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

  • (no subject)

    На холиварке встретила удивительное: "Увы, натренировать высотную выносливость толком нельзя, поэтому умные люди, забираясь на высоту, делают это с…

  • (no subject)

    Прочитала про Гитлера и Габсбургов, весьма интересно. Не подозревала, что у них были такие запутанные взаимоотношения... Детей эрцгерцога…

  • (no subject)

    Знаете, я ни разу не поклонник BLM, мне не нравятся все эти движухи с "покаянием", но вот это вот - какая-то отвратительная пакость и дикость.…