Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Categories:

Финрод, Аэгнор и фанфикерши

Все-таки ясно и очевидно заметно, что авторы подавляющего большинства фанфиков – женщины. И любят они эльфов. И им, черт возьми, обидно – браков эльфийской женщины и мужчины- человека – аж три (или даже пять, считая Диора-Нимлот и Имразора-Митреллас), а браков эльфа-мужчины и женщины-человека – ни одного. Хотя хронологическую пальму первенства держит именно такая любовь (Андрет и Аэгнор). Но до брака она, как известно, не дошла.

И, наверное, поэтому возникают идеи других «эльфийско-человеческих» любовей – а именно, очень любимый западными авторами «пейринг» - «Карантир-Халет» (авторы эти, очевидно, не осведомлены, что Карантир-то женат). А также недавно был озвучен обескураживающий для меня вариант «Финрод-Андрет». Впрочем, собеседники вроде как оговорились, что речь о «любви-стремлении к браку» здесь не идет, а скорее, это вариант «дружеская любовь». Но сама идея показательна. Тем более, было сказано, что с Андрет Финрод говорит с подчеркнутой теплотой, а свою «официальную возлюбленную» Амариэ вовсе не вспоминает.

Конечно, Профессор сам виноват в таком «перекосе». Думаю, дело здесь в том, что несмотря на известную фразу из письма к Майклу Толкину (№43) о том, что женщины – «сотоварищи по кораблекрушению, а не какие-то там путеводные звезды» (с), в текстах своих он так и не смог отделаться от «средневеково-викторианского представления» о «женщине, которая по природе выше и лучше мужчины». Посудите сами – жены очень часто выше по происхождению, чем мужья – хоть Берен и Туор – прямые потомки князей, но находятся они в весьма плачевном положении – один – изгой, другой – вообще бывший раб, Индис – выше Финвэ (потому что происходит из ваниар), Галадриэль – выше Келеборна, Мэлиан – выше Тингола и т.д. Есть, конечно, и обратные примеры – Видумави ниже по происхождению, чем Валакар, а Нимродель – ниже, чем Амрот. Но все же примеров первого варианта больше. Кроме того, женщины часто выступают как более благородные и «высокоморальные» персонажи. Достаточно вспомнить деву Инзильбет – одну из тайных Верных, Нэрданэль, не желающую бунтовать против Валар, Аэрин – жену Бродды и т.д. Обратных примеров совсем мало. Вспоминается разве что Берутиэль – колдунья и тайная последовательница Черных Нуменорцев. Примеров же женского «предательства и коварства» (столь частых в других эпосах) у Толкина мы не найдем вообще. На «темной» стороне если и есть женщины – то какие-то чудища женского пола – Унголиант, Шелоб, Тхурингвэтиль. Возможно, это отсвет опять же архетипа «хтоническое чудовище-женщина» вроде матери Гренделя или какой-нибудь Ехидны.

Итак, ДЖРРТ выразил эту идею о «превосходстве» женщин (в смысле чистоты и благородства) через идею их более высокого происхождения, кроме того здесь играет роль сказочный архетип «добиться руки принцессы», ради чего герой-человек идет на различного рода подвиги. Именно поэтому эльфийско-человеческие браки идут по сценарию «эльфийка и человек». Но как я уже говорила, женщинам-фанфикописцам обидно такое положение вещей. «Неужели», - восклицают они, - «эти эльфы нас презирают? А как хочется вообразить себе эльфа, склоняющегося перед человеческой женщиной» (в глубине души некоторые, наверное, представляют на месте такой женщины себя). Эту склонность очень верно подметила еще Лора Бочарова в великолепном и очень язвительном эссе «Эльфы и эротика» (хотя, возможно, она несколько преувеличила, поскольку не во всех разобранных в эссе примерах речь идет о скрытой эротике, несомненно, авторши преследуют и иные цели. Да и вообще идея о том, что женщины мало о чем думают, и как следствие описывают, кроме любви и эротики – порочна сама по себе. Как автор-женщина скажу, что любовные истории меня мало привлекают, и приходится их вставлять постольку-поскольку – часто это просто требование сюжета. Да и раз уж озвучена самим Толкином идея, что для эльфов естественна жизнь в браке – приходится их женить). И поэтому начинают возникать пейринги злосчастного Карантира с Халет (хотя Халет уже было ко времени встречи лет тридцать и вряд ли она не выходила замуж потому, что влюбилась в Карантира. ИМХО, здесь дело в том, что она и не особо хотела замуж), а вот теперь можно ожидать и истории безответной любви Финрода к Андрет :) (хотя вроде бы их женить не собираются, и то хорошо). И плевать на то, что вообще-то по канону после возрождения в Валиноре Финрод женился. Да-да, на той самой забытой и презираемой фэндомом Амариэ.

Хотя, слава Эру, не всегда ее забывают. Стоит вспомнить великолепный Финрод-Зонг с любовной песнью Финрода к Амариэ (по иронии судьбы он называет ее «путеводной звездой» - вспомним об определении женщин Толкином), а также не менее великолепный цикл «Хроники Дома Финарфина», где у Финрода в Валиноре есть не только жена, но и сын. И пусть хоть все провалятся – а я буду считать, что это единственная «любовь-стремление к браку» в жизни Финрода, а расставание их произошло вовсе не по причине отсутствия любви с какой-либо стороны. Просто Финрод счел своим долгом идти, а Амариэ – остаться. А долг – выше чувства, пусть даже такого высокого, как любовь.

Ну и кроме этого меня страшно бесит идея о том, что это именно Финрод отговорил Аэгнора жениться на Андрет. Для подтверждения обычно ссылаются на Атрабет. Но помилуйте, по «Атрабет» невозможно сделать вывод о том, оказал ли Финрод какое-то влияние на решение Аэгнора! Да именно он объясняет это решение Андрет – но разве это автоматически означает, что он же внушил это решение Аэгнору? Возможно, их мнения по вопросу здесь полностью совпали. Я вообще думаю, что Финрод мог узнать обо всем постфактум. То есть Аэгнор уже покинул Андрет – и лишь потом эта история стала известна Финроду. Да, он как мудрец и провидец говорит, что «если Рок и допустит брак меж нашими народами, то лишь ради некоей высшей цели. И краток будет брак тот, и конец его будет печален. Да, наименее жестокий конец его - скорая смерть для обоих». И понятно, почему он так говорит – ведь слишком различны судьбы эльфов и людей, которые (как говорит другой персонаж – Гвиндор) слишком скоро обрекают эльфов на «вечное вдовство». Но почему все думают, что Финрод внушил это Аэгнору и тот послушно бросил Андрет? Вот скажите – нормальное это поведение для влюбленного? Нет. Влюбленные редко слушают родичей и друзей – достаточно вспомнить Лутиэн или Финдуилас. Раз влюбленный Аэгнор послушался – значит, он и сам так думал. Если вообще принять версию, что Финрод хоть что-то Аэгнору говорил по этому поводу ДО того, как тот оставил Андрет. А Финрод приводит еще две причины – военное время и нежелание Аэгнора «портить» их любовь «плохим концом». Почему так не мог думать сам Аэгнор, в конце концов? Почему он не мог сам принять это решение? Он не мальчик и даже уже не юноша. Он не походит на «слабовольного» - см. описание его характера в Шибболет: «он был прославлен как один из доблестнейших воинов и внушал оркам великий страх: в ярости битвы глаза его полыхали огнем, хотя в иных случаях он являл великодушный и благородный нрав». То есть из всех сведений об Аэгноре и этой истории никак нельзя сделать вывод о том, что «злобный» Финрод наехал на брата, а «бедненький» Аэгнор подчинился авторитету старшего. Не подходит ни по фактам, ни по характерам обоих. Еще более смехотворна версия «Финрод не разрешил Аэгнору жениться». Помилуйте, для эльфов вовсе не обязательно разрешение старших родичей на женитьбу! Почитайте ЗиОЭ «В счастливые дни и времена мира считалось невежеством и пренебрежением к родичам отказаться от обрядов, но всегда было законным, когда двое эльдар, не вступавшие еще в брак, делали это по свободному согласию друг с другом без обряда или свидетелей (кроме обмена благословениями и именования Имени); и союз, заключенный подобным образом, был также нерушим». Ну что, что мешало Аэгнору сделать так, если у него не было иных причин отказаться от женитьбы? Страх перед Финродом? Ага, очень страшный брат, живущий за пол-Белерианда… Аэгнор мог спокойно плюнуть на его мнение и что бы ему Финрод сделал? Перестал разговаривать? Ну-ну, даже суровый Тингол вполне себе разговаривал с беглой дочерью. Тем более не представляю в роли «неразговаривающего» Финрода.

В общем, мой вывод таков: Аэгнор оставил Андрет по собственной инициативе, а если даже у них и произошел до этого разговор с Финродом, то мысли последнего совпали с мнением самого Аэгнора. А скорее всего, Финрод узнал обо всем этом позже (но до разговора с Андрет, конечно) и сделал собственные выводы по этому вопросу.
Subscribe

  • ЗиОЭ и авари

    Вот тут некоторые интересуются - как авари справлялись с проблемой "вторых браков". Договорились до того, что у каждого аваро - по гарему (интересно,…

  • О троллях Арды

    Итак, тролли. Всем известно, что эти существа, несомненно злые и весьма сильные, присутствуют в легендариуме Толкина. Интересно отметить, что в…

  • Имена вождей халадинов

    Имена у владык халадинов, как мне кажется, "составные" - начало у них на одном языке (языке Народа Халет), а конец - на другом (синдарине).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

  • ЗиОЭ и авари

    Вот тут некоторые интересуются - как авари справлялись с проблемой "вторых браков". Договорились до того, что у каждого аваро - по гарему (интересно,…

  • О троллях Арды

    Итак, тролли. Всем известно, что эти существа, несомненно злые и весьма сильные, присутствуют в легендариуме Толкина. Интересно отметить, что в…

  • Имена вождей халадинов

    Имена у владык халадинов, как мне кажется, "составные" - начало у них на одном языке (языке Народа Халет), а конец - на другом (синдарине).…