Юля (julia_monday) wrote,
Юля
julia_monday

Category:

Про факты, систему ценностей и оценки. Очень банально, можно не читать.

Вот тут уж сколько копий ломается на тему "а надо ли принимать оценку автора, а читатель имеет право на свою оценку". Однако же авторы (во всяком случае, хорошие) - не дураки, и факты выстраивают таким образом, чтобы они соответствовали оценке (которая, хочешь-не хочешь, у автора есть и выражена более или менее ясно). Поэтому волей-неволей и читатель просто вынужден сделать такую же оценку. Хотя здесь есть один камень преткновения - это система ценностей. Если у автора и читателя системы ценностей совпадают, то оценка будет, как не выворачивайся, одинаковой. Если не совпадают - вот тогда и оценка будет разной. Таким образом, у нас есть два постулата - факт и система ценностей, из которых однозначно выводится оценка. Чтобы изменить оценку, надо изменить либо факт, либо систему ценностей. Для иллюстрации возьмем три примера: "Анну Каренину" Толстого, "Сильмариллион" "нашего всего" Дж.Р.Р.Толкина и "Черную Книгу Арды" Васильевой (1 и 3 редакции). Итак:

1) Анна Каренина

Факт: Анна Каренина бросает мужа и уходит ко Вронскому.

Система ценностей автора - прелюбодейство - грех и это плохо.

Оценка автора - Анна Каренина поступила плохо, хоть ее и жаль, и самоубийство ее - закономерное следствие греха.

Система ценностей современного читателя - прелюбодейство - вполне нормальная вещь, скорее, ненормально оставаться жить с нелюбимым мужем.

Оценка современного читателя - Анна Каренина поступила нормально и ее самоубийство - скорее, досадная случайность, нежели закономерное следствие.

2) Сильмариллион

Факт: Моргот подвешивает Маэдроса на скалу

Система ценностей автора - пытка, да еще такая растянутая во времени - это очень плохо и подходит под определение "черное злодейство".

Оценка автора - Моргот - законченный негодяй и заслуживает, чтобы ему настучали по голове и выкинули за пределы Арды.

А теперь самое интересное: пример третий. Особенно интересен он тем, что автор ЧКА выступает читателем Сильмариллиона и у него основная художественная задача книги, не меняя факты, поменять оценку.

3) Черная книга Арды

Факт: Моргот подвешивает Маэдроса на скалу

Система ценностей автора - пытка, да еще такая растянутая во времени - это очень плохо и подходит под определение "черное злодейство".

Оценка автора - уй, как-то совсем нехорошо получилось... Оценка автора-то задана как "Мелькор-хороший герой", а в этом случае он поступает как "законченный мерзавец", из-за чего и у автора и у читателя происходит когнитивный диссонанс. Для этого автором в 1-ой редакции изобретаются "подпорки" в виде "мести за казнь Эллери Ахэ" (которой, естественно, и в помине нет в Сильме) и "жалость Мелькора", который просто "не успел снять Маэдроса".

А вот 3-я редакция, оставляя в неизменности систему ценностей и оценку, меняет ну что бы вы думали ... факт.

Факт: Никакого подвешивания не происходит, Маэдросу отрубают руку "за геноцид и нарушение клятвы", а вся эта история со скалой - просто глюк.

Вот такие пироги. Разница оценок у авторов и читателей может быть только в двух случаях - либо у них разные системы ценностей (что и происходит в большинстве случаев, особенно если автор и читатель - продукты разных культур), либо читатель (становясь уже автором фанфика) меняет факты. Если пытаться поменять просто оценку - выходит когнитивный диссонанс и нелогичность (очень показательна здесь первая ЧКА).

Понимаю, что все это всем понятно и банально (и прошу прощения за то, что вам, дорогие читатели, пришлось тратить время на такие общепонятные вещи), но очень уж хотелось хотя бы для себя самой все это сформулировать, расставить по полочкам и украсить понятными примерами :).
Subscribe

  • Конец Клятвы. Глава 6

    Дом Вайрэ Они долго просидели у Эльвинг, беседуя с ней о ее сыновьях – кто бы когда сказал Маэдросу, что они так спокойно будут сидеть рядом! – и…

  • Конец Клятвы. Глава 5

    Башня Эльвинг - Прости, что бужу тебя, - Маглор выглядел немного виноватым, - но мы почти прибыли. До рассвета осталось недолго, и скоро мы будем…

  • Конец Клятвы. Глава 4

    Корабль. Эльдамар Маэдрос смотрел на Финрода, который стоял на носу корабля, смотря прямо вперед, туда, где темное море смыкалось с темными…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 51 comments

  • Конец Клятвы. Глава 6

    Дом Вайрэ Они долго просидели у Эльвинг, беседуя с ней о ее сыновьях – кто бы когда сказал Маэдросу, что они так спокойно будут сидеть рядом! – и…

  • Конец Клятвы. Глава 5

    Башня Эльвинг - Прости, что бужу тебя, - Маглор выглядел немного виноватым, - но мы почти прибыли. До рассвета осталось недолго, и скоро мы будем…

  • Конец Клятвы. Глава 4

    Корабль. Эльдамар Маэдрос смотрел на Финрода, который стоял на носу корабля, смотря прямо вперед, туда, где темное море смыкалось с темными…